Хроники ТНК в Казахстане: особенности транснационального инвестирования

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Орден Тамплиеров, начав банковскую деятельность в 1135 году, скорее всего, стал первым транснациональным финансовым учреждением. С тех пор структура ТНК, мягко говоря, видоизменилась, но сегодня,  согласно статистике,  половину мирового промышленного производства обеспечивают транснациональные компании. Для Казахстана вопрос привлечения иностранных инвестиций никогда не терял актуальности. И ТНК всегда входили в число приоритетных иностранных инвесторов, хотя и не не выделялись в отдельный класс экономическими ведомствами. Тем не менее, вопрос привлечения и успешного адаптирования транснациональных корпораций для нас, пока остается без универсального ответа. Vласть попыталась обозначить экспертную позицию в этой теме:  каковы сдерживающие факторы, и есть ли шанс у Казахстана, попасть в условный "виш-лист" принимающих стран для мировых корпораций.

Факты:

1) С 2010 года в Казахстане оформлено около 20 контрактов с инвесторами на сумму 600 млн. USD.

2) Сегодня, в рамках ГПФИИР прорабатывается сотрудничество с более чем 400 иностранными инвесторами по проектам на сумму свыше 15,7 млрд USD. До 2014 года планируется наладить сотрудничество с 78 компаниями.

3) В первой половине 2013 года привлечено два крупных мировых автоконцерна – Toyota и Peugeot, которые на первом этапе в общей сложности произведут 7000 автомобилей.

4) Эксперты выделяют множество проблем связанных с ТНК, среди них – коррупция, плохая подготовка и высокая стоимость трудовых ресурсов, логистика, несовершенство финансовой системы и т. д.

В начале июня этого года «Казпотребнадзор» предложил повысить интерес к инновационным производствам в структуре экономики Казахстана. В частности, организовать программу по привлечению в Казахстан транснациональных корпораций (ТНК), а именно их производства. К слову, работы в этом направлении уже ведутся, преимущественно в рамках госпрограммы ФИИР.

С момента обретения суверенитета, процесс привлечения ТНК носил менее системный характер. Тем не менее, сотрудничество с ними велось всегда. Но, преимущественно, в сырьевом секторе.

Привлечение производств

В 2010 году, после создания государственной компании по инвестициям и продвижению экспорта АО «KAZNEXInvest», процесс стал приобретать очертания системности. С момента создания было оформлено около 20 контрактов с инвесторами на общую сумму порядка 600 млн. USD, по которым уже сейчас начата работа.

Как рассказали Vласти в KAZNEXInvest, сейчас выполнен первый этап, заложенный в программе ФИИР: сформированы институциональное и правовое поля, приняты необходимые подпрограммы, созданы соответствующие институты развития и пересмотрены роли действующих. Кроме того, в 2011 году был принят национальный план по привлечению инвестиций и развитию экспорта, в рамках которого была выстроена вертикаль взаимодействия системы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Сейчас реализуется второй этап программы. На сегодняшний день KAZNEXInvest прорабатывает сотрудничество с более чем 400 инвесторами по проектам на сумму свыше 15,7 млрд USD. До 2014 года планируется наладить сотрудничество с 78 компаниями. Однако астрономических результатов по привлечению ТНК ожидать не стоит. Согласно мировой практике, только 10% из сопровождаемых проектов по привлечению достигают стадии реализации.

В качестве результатов за прошедшие полгода в KAZNEXInvest отметили привлечение двух мировых автоконцернов – Toyota и Peugeot. На первом этапе Toyota планирует сборку 3 000 автомобилей модели Fortuner, а Peugeot - 4 000 единиц легковых автомобилей и коммерческого транспорта.

Однако в компании отметили, что работа по привлечению ТНК и проработка многих инвестиционных инициатив носит продолжительный характер. Процесс привлечения, по словам представителей KAZNEXInvest , также усложняет и восприятие Казахстана иностранными инвесторами как реципиента инвестиций. Нередки случаи, когда представление о нашей стране и реальность - различны. Слишком стереотипны зачастую оценки.

В поисках выхода

Ерлан Хасенбеков, директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), рассказал, что, в принципе ТНК могли бы разместить в Казахстане некоторые элементы своих глобальных производственных комплексов: «Но нужно понимать, что на это они пойдут лишь в случае экономической целесообразности. К примеру, в связи с близостью источников сырья, соседством с крупными потребительскими рынками России, Китая и т.д.».

Тем не менее, существует ряд факторов, значительно влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана. Среди них эксперт отметил суровые климатические условия, влияющие на энергоемкость производств. Далее - население, которое, помимо своей относительной немногочисленности, рассредоточено на больших расстояниях, что повышает транспортные издержки. Проблемой является и относительно высокая стоимость финансовых ресурсов и несовершенство финансовой системы в целом.

Ситуацию омрачает и низкий технологический уклад, несбалансированность экономики и значительные пробелы в технологической цепочке производств. Вкупе с этим - низкий уровень готовности сектора госуправления (коррупция, компетентность, ментальный характер), коррелирующий с низким уровнем корпоративного управления и относительно высокой стоимостью трудовых ресурсов.

Айдан Карибжанов, председатель совета директоров VISOR Holding также отметил, что причин, затрудняющих выход ТНК достаточно много: «Для кого-то у нас слишком дорогая, но неквалифицированная рабочая сила, для кого-то - низкая плотность населения и удаленность от морских портов».

Как исправить?

Существует несколько инструментов, которые, вероятно, могли бы улучшить положение уже сейчас.

В 2012 году в Казахстане был принят закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», согласно которому приходящие на рынок ТНК освобождаются от земельного и имущественного налогов на срок до 7 лет. Помимо этого, законом предусмотрены и промышленные льготы, они субсидируют затраты инвесторов на газ, электричество, приобретение земельного участка и строительство зданий. Очевидно, что полноценное исполнение закона даст положительный эффект.

Второй инструмент, который мог бы помочь – координационные советы по инвестиционному климату при областных акиматах. Их главная задача - содействие инвесторам в решении проблемных вопросов, в том числе касающихся взаимодействия с государственными структурами. Вопрос по их созданию уже рассматривается в правительстве. Но за последние полгода об этой инициативе ничего не слышно.

И третий – закон «Об иностранных инвестициях». Ранее, в контрактах, которые заключаются с ТНК, был включен важный пункт – «Обязательства по снижению степени государственного регулирования сырьевого сектора». Важным, опять же, остается соблюдение этого закона.

Приобретение правильного инвестиционного имиджа – также остается первостепенным фактором. По мнению Хасенбекова, его можно улучшать и через определенные приемы брендирования: «Но, прежде чем что-то предлагать в данном направлении, необходимы глубокое изучение темы, тщательный мониторинг чужих и своих достижений и ошибок, и креатив».

Тем не менее…

Не смотря на многочисленные сложности в привлечении ТНК в Казахстан, Хасенбеков рассказал, что общая ситуация в мировой экономике некоторым образом благоприятствует Казахстану: «В условиях кризиса и последовавших за этим сужения рынков, инвесторы вынуждены искать новые точки приложения своих капиталов». Айдан Карибжанов, в свою очередь, работу с прямым иностранным инвестированием считает скорее успешной, чем неуспешной.

В перспективе у Казахстана, по данным KAZNEXInvest, крупный туристический проект, реализуемый совместно с крупным инвестором из Южной Кореи, для которого привлечено иностранных инвестиций на сумму 400 млн. долларов. Создание в СЭЗ ПИТ «Алатау» IT сервисного центра при участии АО "Казахстан Темир Жолы и крупнейшего мирового игрока в сфере ИКТ.

О положительных результатах в этой отрасли сигнализирует и 10 место в мировом рейтинге «Doing Business», по индикатору «Защита инвесторов». Правда, в общем рейтинге ведения бизнеса мы занимаем 49-ое место, при этом являясь аутсайдером в международной торговле - 182 место из 185. Поэтому здесь из всех мер - действенна, как обычно, самая простая и сложная в исполнении - комплексный подход по улучшению бизнес-среды.

Свежее из этой рубрики