Инвестирование пенсионных накоплений казахстанцев в индустриальные проекты не гарантируют возвратности средств. Эти средства должны работать на экономику страны, но без излишних рисков, приводит портал partner.kz мнение экспертов.
По всей видимости, предложение президента страны Нурсултана Назарбаева выделять на новые проекты по $3 млрд ежегодно из Нацфонда вскружило голову многим. Особо рьяные политики пошли дальше, предложив «распечатать» не только Национальный фонд, но и Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) и направить средства на реализацию программ по индустриализации и диверсификации экономики.
Следует объяснить, между этими двумя институтами имеются существенные различия. Поступающие в Нацфонд доходы от добывающего сектора предназначены для развития экономики страны. Сейчас активы фонда составляют $76,8 млрд. В ЕНПФ аккумулируются пенсионные накопления казахстанцев. В настоящий момент там накоплено почти $25 млрд, это своего рода «неприкосновенный запас» до выхода вкладчиков на пенсию. Задача ЕНПФ - не просто сохранить накопления казахстанцев, но и приумножить их. Часть средств (до 50% согласно инвестиционной стратегии ЕНПФ, что, по состоянию на 1 ноября 2014 года, равно 2,093 трлн тенге) находятся в управлении у Правительства Казахстана в лице министерства финансов. ЕНПФ вкладывает в государственные бумаги Минфина на определенных условиях (после 1 апреля 2014 — 8,06% годовых), а Минфин, в свою очередь, – в экономику. Государственные ценные бумаги служат гарантией возврата пенсионных накоплений.
Теоретически можно вложить пенсионные накопления в развитие какой-либо листинговой компании, как это делали ранее частные НПФ, которые работали на рынке до создания единого фонда. Они вкладывали средства будущих пенсионеров в акции и облигации компаний. Предполагалось, что инвестиции будут возвращены после того, как компании поставят бизнес «на ноги». Но в итоге 26 эмитентов допустили дефолт по своим обязательствам. По номинальной стоимости облигаций этих предприятий-проектов объем задолженности превысил 120 млрд тенге.
Вполне возможно, что пенсионные средства, направленные напрямую на индустриализацию и диверсификацию экономики Казахстана, как это предлагают сделать ряд депутатов парламента, принесут доходность. Но гарантировать этого никто не может. Потому такие риски следует оценивать как высокие. Риски же, подкрепленные государственными ценными бумагами, стремятся к нулю. Таким образом, средства ЕНПФ, несмотря на сомнения аналитиков и депутатов, работают именно на экономику Казахстана.
Второй серьезный инструмент для инвестиций – корпоративные облигации эмитентов. Это облигации местных исполнительных органов, крупных национальных компаний. Выпуская облигации, эти эмитенты более чем тщательно оценивают свои риски. Кроме того, их собственных средств достаточно для того, чтобы в случае необходимости исправить сложившуюся ситуацию.
И третий инструмент – депозиты в банках второго уровня (БВУ). Всего в структуре инвестпортфеля ЕНПФ их 15%. Примечательно, что ранее частные накопительные пенсионные фонды также вкладывали деньги вкладчиков в депозиты (напоминать о том, что акционеры НПФ и акционеры аффилированных структур это одни те же лица нет необходимости). В среднем доход от тех депозитов составлял 6-7 процентов годовых.
Сейчас ситуация изменилась. Депозиты не открываются по желанию вкладчика в лице ЕНПФ. Действует аукцион для размещения пенсионных накоплений казахстанцев. Определенные средства (лоты) предлагаются крепко стоящим на ногах БВУ. Банки (как покупатели) предлагают свои условия для размещения средств. Вкладчик (ЕНПФ) выбирает лучшие условия. В настоящее время средневзвешенная ставка по размещенным депозитам – 9,03%. И, разумеется, банки за счет этих средств финансируют экономику в виде кредитов.