Казахстанские экономисты не удивились новости об отказе Народного банка вести дальнейшие переговоры о приобретении БТА Банка – по их мнению, невыгодность сделки очевидна. При этом пока одни высказывают догадки о потенциальных покупателях банка, другие эксперты считают возможным возобновление переговоров.
В понедельник пресс-служба Народного Банка официально сообщила о прекращении переговоров в отношении возможного приобретения акций БТА и завершении рассмотрения данной сделки.
«На основании результатов комплексной проверки, Народным Банком были представлены АО «Самрук-Казына» индикативные, необязывающие условия приобретения акций БТА Банка, которые не были приняты Фондом «Самрук-Казына», - говорится в распространённом банком сообщении.
Vласть опросила казахстанских экономистов с тем, чтобы выяснить возможные причины отказа от сделки со стороны Народного банка, спрогнозировать будущее БТА Банка, а также узнать, сможет ли крупнейший банк Казахстана в результате получить установленные за свой пенсионный фонд средства.
Напомним, в начале 2013 года Нурсултан Назарбаев поручил завершить сделку по продаже до конца текущего года, в том числе, БТА Банка. Тогда же правительство республики предложило Народному банку приобрести государственный пакет акций (97,3%) в БТА Банке. Предполагалось, что акциями БТА Банка государство рассчитается за пенсионный фонд Народного банка. Летом текущего года Народный банк объявил предварительную цену продажи своего НПФ – 576-715 млн. долларов США.
Ранее наиболее вероятным покупателем БТА Банка назывался российский Сбербанк, однако в мае 2013 года в кулуарах заседания Совета иностранных инвесторов в Астане председатель правления банка Герман Греф заявил, что не планирует приобретать БТА.
Экономист, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов не видит ничего удивительного в том, что Народный банк отказался от приобретения БТА Банка – «покупка банка невыгодна, так как там внутри, я думаю, достаточно проблем, которые еще не до конца всем понятны, и есть риск, что после покупки необходимы будут дополнительные вложения», говорит эксперт. По его мнению, Народному банку при необходимости не составит большого труда переманить к себе «хорошие» активы БТА Банка – его качественных заемщиков.
Экономист предполагает, что потенциальным покупателем банка может стать физическое лицо – крупный инвестор, так как с точки зрения юридических лиц такая сделка интереса не представляет. Возможность покупки БТА Банка другими отечественными банками Худайбергенов отверг практически сразу: «Так как Народный банк отказал, который самый крупный… у других вряд ли такие есть возможности».
При этом он не отрицает, что банк может выкупить у государства какая-нибудь другая структура, однако и здесь делает оговорку – «там, естественно, будут решать не эти самые структуры, а их владельцы». «А здесь уже больше не с точки зрения управления банком, а с точки зрения нового бизнеса, и там можно будет размещать активы своих других структур», - дополняет эксперт.
Отказ от приобретения БТА Банка Худайбергенов объясняет еще и тем, что руководство Народного банка, вероятно, осознало, что цена их пенсионного фонда превышает стоимость проблемного банка. Таким образом, Народный банк никак не пострадает от такого своего решения, резюмирует аналитик.
Директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Джандосов считает, что решение, принятое Народным банком – «правильное» ввиду отсутствия здесь реального бизнес-кейса. Он убежден, что вопросами дальнейшей судьбы БТА Банка должны быть озабочены, в первую очередь, экс-глава Национального банка Григорий Марченко и его нынешний руководитель Кайрат Келимбетов. «Они же обещали президенту вернуть все деньги, вот пусть сейчас и думают, как это сделать», - отметил эксперт.
Относительно будущего развития ситуации с БТА Банком Жандосов довольно скептичен – он считает, что в своем нынешнем состоянии банк «может медленно истекать кровью некоторое время». Он допускает, что руководство банка сейчас начнет поиски нового потенциального покупателя, однако нужно иметь в виду, что цена финансового института «с каждым месяцем будет все падать».
Официальный отказ Народного банка от приобретения БТА Банка «только в положительную сторону» скажется на деятельности первого, считает экономист. «Потому что непонятно, какие плюсы он (Народный банк – V) получил бы…», - прокомментировал Жандосов свою точку зрения.
Экономист советует не увязывать вопросы покупки БТА Банка и продажи накопительного пенсионного фонда Народного банка государству, считая такого рода сделку «абстрактной». Относительно возможности Народного банка получить установленную сумму за собственный пенсионный фонд Жандосов обращает внимание на то, что ради справедливости «правительство должно было бы сделать компенсацию всем пенсионным фондам – например, три года потерянного дохода».
Салтанат Джарасова, финансовый аналитик и исполнительный директор Международного центра экономической грамотности отмечает: «Из международной практики по слиянию и поглощениям следует, что любые важные решения принимаются лишь после проведения всех надлежащих процедур, расчетов и переговоров. Полагаю, что в данном случае были учтены и приняты во внимание интересы не только Халык Банка и его акционеров, но в целом Halyk Group. Ясно, что экономическая выгода для Халык Банка от возможной покупки акций “БТА банка” на сегодняшний день практически равна нулю».
Что касается потенциального покупателя банка, дважды прошедшего реструктуризацию, Джарасова считает вполне объяснимым тот факт, что список возможных потенциальных инвесторов, начавшийся с крупнейших международных банков, включающий в себя сегодня и отечественных представителей финрынка, постепенно редеет:
«Чтобы выправить ситуацию с проблемным банком потребуются годы, серьезные капиталовложения, ведь предлагают купить банк не только с «проблемными долгами», но с его «международными судебными тяжбами». С точки рения экономической выгоды, приобретение подобного фининститута – огромный риск для любого инвестора. Учитывая, что отказ от приобретения акций БТА от потенциальных инвесторов прозвучал в основном от юридических лиц. На мой взгляд, потенциальным покупателем БТА может стать частное лицо - иностранный инвестор, которому будет интересен казахстанский банковский сектор. Следовательно, дальнейшая судьба банка будет определяться стратегией, целями бизнеса и политики нового владельца банка».
Что же касается Народного банка, тут, по мнению Джарасовой, существенных, кардинальных изменений в дальнейшей его деятельности этот шаг не повлечет, «поскольку важные решения принимается коллегиально - руководством и акционерами банка»
«Что касается, АО "НПФ Народного Банка Казахстана", то в согласно графику Национального Банка РК, с 26.03.2014 года начнется процесс передача пенсионных активов и обязательств АО "НПФ Народного Банка Казахстана" в ЕНПФ. А завершится через 3 месяца - к 26.06.2014 года. Конечно, деньги за НПФ банк получит – но в каком размере? А это уже другой вопрос. Все зависит от соблюдения принципов справедливой оценки и заинтересованности сторон», - резюмирует эксперт.
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», считает, что отмена сделки обусловлена тем, что Народный банк и БТА Банк «не сошлись в цене». «Народный Банк просто решил отказаться от приобретения акций, основываясь на своей личной оценке БТА Банка», - отметил эксперт. Он предполагает, что «Народный банк, оценив акции БТА Банка, понял, что данное предложение обмена не стоит тех денег, которые заявлялись изначально».
Аналитик не сомневается в том, что отказ Народного банка от приобретения БТА Банка негативно отразится на последнем – «в случае если у БТА Банка появятся потенциальные покупатели». Байкенов не берется делать выводы о будущем банка, однако не исключает возможности возобновления переговоров между двумя финансовыми институтами «уже на других условиях».
Для Народного банка решение о прекращении переговоров с БТА Банком эксперт оценивает как «позитивное», так как «банк является одним из лидеров среди казахстанских банков и останется таковым». Между тем, по его мнению, вопрос о получении Народным банком установленных денежных средств за пенсионный фонд остается «открытым». «Но думаю, у Народного банка уже есть решение данного вопроса», - добавил Байкенов.