Казахстан, стремящийся войти в список крупнейших стран – экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК, решил стать мажоритарным владельцем всех трубопроводов, которые будут строиться на территории страны.
Дарья Смирнова, специально для Vласти
Казахстан, стремящийся войти в список крупнейших стран – экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК, решил стать мажоритарным владельцем всех трубопроводов, которые будут строиться на территории страны.
Закон «О магистральном трубопроводе», закрепляющий приоритетное право государственного участия в проекте любого вновь создаваемого магистрального трубопровода, принял сенат парламента Казахстана во втором чтении в четверг.
В пояснительной записке к закону говорится, что «документ направлен на регулирование общественных отношений, возникающих при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных нефте- и газопроводов, нефтепродуктов, а также обеспечение их эффективной, надежной и безопасной работы». Иными словами, чтобы не иметь споров с акционерами крупных месторождений углеводородного сырья, Казахстан решил законодательно закрепить контроль над трубами за собой.
Казахстан имеет построенную еще в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века магистральную систему нефте и газопроводов, основным оператором которых выступают государственные АО «КазТрансОйл» и АО «КазТрансГаз». Кроме того, на рынке транспорта нефти Казахстана работает ряд зарубежных компании, которые являются владельцами магистральных нефтепроводов и газопроводов. В структуре уже созданных сетей, правительство, судя по всему, решило ничего не менять. А вот с новыми трубами, которых пока нет, все уже предельно ясно. «Государство должно иметь в любых новых трубопроводах не менее чем 51 процент», - сказал журналистам министр нефти и газа Сауат Мынбаев.
Казахстан, в ожидании «большой нефти» с месторождения Кашаган не раз заявлял о возможности строительства Транскаспийской системы, которая будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов, нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительных сооружений до системы «Баку-Тбилиси-Джейхан». Частью этой системы должен стать новый нефтепровод Ескене-Курык.
Данный нефтепровод соединит расположенный в Ескене (недалеко от Атырау) завод по подготовке нефти, поступающей с месторождения Кашаган, с портом Курык, где планируется построить новый нефтеналивной терминал для приема танкеров большого дедвейта - до 60 тыс. тонн. При этом, по данным АО «КазТрансОйл», предполагается, что трасса проектируемого нефтепровода в основном будет проходить в одном техническом коридоре с действующим нефтепроводом «Узень – Атырау – Самара», что позволит оптимизировать капитальные затраты на строительство.
Помимо кашаганской нефти, объемы которой составят основу для загрузки мощностей новой трубы, данный маршрут будет использоваться и другими нефтяными компаниями. Предусматривается поэтапное расширение системы с достижением максимальной пропускной способности нефтепровода до 56 млн. тонн в год. План всем хорош, однако очень зависим от проекта разработки Кашагана, который все никак не перейдет в промышленную стадию.
Как писала Vласть, срок начала пуска нефти на Кашагане – конец 2012 года – середина 2013 года. На первоначальном этапе на Кашагане предполагалось добывать чуть более 22 млн. тонн нефти в год, на втором - почти 45 млн. тонн, на третьем - около 60 млн.
«Если, например, говорить, что при реализации второй фазы Кашагана понадобится строительство трубы Ескене-Курык, то понятно, что Ескене-Курык будет строиться в соответствии с новым законом», - констатировал Мынбаев.
Правительство не раз заявляло, что к 2015 году Казахстан будет добывать 140-150 млн. тонн нефти в год и войдет в десятку крупнейших экспортеров в мире, потом этот срок отодвигался до 2019 года. По итогам 2011 года добыча нефти в Казахстане составила чуть более 80 млн. тонн углеводородов. В 2012 году страна предполагает добыть 81 млн тонн нефти.
Пока Казахстан только «расставил флажки», но большой нефти, увы, не добыл. Пока же нет нефти, нет и надобности в новых трубных проектах.