Вновь озвученная инициатива Национального банка о необходимости создания единого процессингового центра вызвала очередную дискуссию в казахстанском бизнес-сообществе. Vласть опросила казахстанские коммерческие банки, чтобы понять, как они относятся к этой идее.
Ирина Галат, Vласть
Вновь озвученная инициатива Национального банка о необходимости создания единого процессингового центра вызвала очередную дискуссию в казахстанском бизнес-сообществе. Плюсы от реализации данной идеи для конечного потребителя в большинстве своем понятны, однако предлагаемая система не исключает и минусы, с которыми могут столкнуться все ее участники, включая того же самого конечного потребителя. Vласть опросила казахстанские коммерческие банки, чтобы понять, как они относятся к этой идее.
Впервые серьезно о создании национальной межбанковской системы платежных карточек в Казахстане заговорили еще в 1993 году. Тогда по заказу Национального банка одна американская фирма и межбанковская рабочая группа совместно разработали систему, согласно которой предполагалось развитие электронных наличных денег и дебетных/кредитных карточек. Но так как рынок платежных карточек начал развиваться только с 1994 года, то проект оказался невостребованным из-за низкого на тот момент уровня развития в целом банковской системы.
Однако работа в этом направлении продолжилась и в 2000 году Нацбанк учредил ЗАО "Процессинговый центр", целью создания которого являлось формирование единого платежного пространства для использования платежных карточек в Казахстане. В 2002 году правительством была утверждена программа развития национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек.
Позже в 2005 году «Казпочта» выпустила микропроцессорную национальную платежную карточку KazCard, которая должны была стать эффективным платежным инструментом для осуществления безналичных платежей внутри страны. Однако этого не произошло, после чего и наступило некоторое затишье, которое было прервано в начале этого года. Глава Нацбанка Григорий Марченко вновь заговорил о необходимости создания единого процессингового центра. Данную идею поддержал глава государства и поручил Национальному банку совместно с правительством выработать предложения по созданию централизованной системы обслуживания платежных карточек.
Следует отметить, что создание единого процессингового центра также предусматривает замену существующих банкоматов коммерческих банков на единые универсальные. В комбанках к идее отнеслись осторожно.
Управляющий директор АО «KaspiBank» Павел Миронов отметил, что сама идея создания Процессинговых центров (ПЦ) - специализированных компаний по предоставлению процессинговых услуг, в том числе и установки единой банкоматной сети и сети ПОС-терминалов, является популярной во многих странах, но для успешной ее реализации в Казахстане необходимо изучить уже имеющийся мировой опыт.
«Главная задача – это (понять) насколько введение единой банкоматной сети повлияет на качество банковских услуг, и будут ли клиенты - держатели карт довольны таким обслуживанием. Речь идет не только о стоимости карточных операций, но и о качестве услуг, - говорит Миронов. - Сейчас банкоматы и терминалы - это не только аппарат по выдаче денег, но и средство привлечения клиентов и предоставления новых услуг. В нашем банке мы постоянно думаем о том, чтобы предоставлять нашим клиентам уникальные сервисы по платежам и переводам. Соответственно, важно, чтобы новая банкоматная сеть могла быстро внедрять инновационные решения различных банков. И также важный вопрос, как будет построена работа с международными платежными системами (Visa/Mastercard)».
В департаменте общественных связей АО «Казкоммерцбанк» пояснили, что банк сейчас внимательно анализирует инициативу, ее плюсы и минусы для рынка, но так как подробных деталей пока нет, комментировать ее не могут. «Кроме того, здесь важно изучить лучший мировой опыт», - говорит старший специалист по связям с общественностью Сергей Чикин.
А вот заместитель председателя правления «Народного банка Казахстана» Аскар Смагулов довольно критично относится к предложенной Григорием Марченко инициативе:
«В том виде, в котором идея предлагается сейчас, то негативно. Наша позиция была и остается неизменной: ЕПЦ может быть создан Нацбанком, но работа банков второго уровня (БВУ) с ЕПЦ или участие БВУ в капитале ЕПЦ должно быть добровольным».
При этом он отметил, что о том, как будет проходить вся процедура, связанная с созданием ЕПЦ никто не знает, «включая, похоже, сам Нацбанк».
«Никаких предложений ни Народный банк, ни другие банки, насколько нам известно, не получали. Ни одной детали нет. Расчетов нет. Пока все, что мы видели это два письма (от 11 января 2013 года и 29 марта 2013 года от Нацбанка) на имя главы государства», - сказал Смагулов.
Зампредправления «Народного банка» считает, что если ЕПЦ будет изначально создаваться для работы в конкурентном пространстве, а не как монополист, а также сможет обеспечить конкурентные тарифы и привлекательные условия обслуживания, то от этого выиграют все участники рынка: и клиенты и банки.
Говоря о проблемах, которые могут возникнуть при реализации данной идеи, Смагулов подчеркнул, что «мало того, что теоретически такой проект сложно реализуем, так и Нацбанк, такое ощущение, делает все, чтобы на выходе получить еще больше проблем».
«Во-первых, идет какая-то непонятная спешка. Во-вторых, мнение банков, которые знают вопрос изнутри, игнорируется. В-третьих, аргументация Нацбанка по целесообразности создания ЕПЦ слаба, а детальных расчетов себестоимости услуг и окупаемости проекта нет. Все это вместе – плохая комбинация для проекта такой сложности. Есть очень большой риск того, что ЕПЦ окажется неконкурентоспособным. За примерами далеко ходить не надо. Созданный с подачи Нацбанка Единый регистратор ценных бумаг (ЕРЦБ) оказывает услуги в 2 (!) раза дороже, чем это делали частные компании. Рынок вынужден пользоваться услугами ЕРЦБ только потому, что ЕРЦБ теперь монополист. Помним мы и опыт создания тем же Нацбанком аналога ЕПЦ в 2001 году под названием НПЦ (Национальный процессинговый центр), на который было потрачено 1,2 млрд. тенге государственных средств и который сейчас проходит процедуру ликвидации», - подытожил Смагулов.
По состоянию на 1 марта 2013 года в Казахстане банками было выпущено 12,6 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило 11,5 млн. чел. По республике насчитывалось 8 668 банкоматов.
Интересно, что опыт создания единых процессинговых центров есть и в странах СНГ. Так, в Узбекистане уже с 2004 действует СП ООО «Единый общереспубликанский процессинговый центр», в котором объединены платежные системы 28 коммерческих банков, создана межбанковская платежная система безналичных расчетов по пластиковым карточкам, которая обеспечивает взаимообслуживание карточек, эмитированных банками-участниками межбанковской платежной системы «UZKART».
В России ведется активная работа по созданию единой национальной платежной системы, которая должна стать альтернативой международным платёжным системам. В Кыргызстане также работают над развитием местного межбанковского процессингового центра. А в Белоруссии собственная платежная система «БелКарт» существует уже больше десятка лет.