Казахстанские торговые сети пока не обладают достаточной силой не только для покорения рынков соседних государств, например, в рамках того же Таможенного союза, но и вовсе рискуют исчезнуть с отечественного рынка розничного бизнеса. Об этом эксперты говорили в четверг в Алматы на бизнес-саммите «Ритейл Бизнес Казахстан 2014».
«Ничто ранее до Евразийского союза, до ТС, ЕЭП не препятствовало торговым сетям Казахстана, России, Беларуси выходить друг к другу. В принципе, у нас торговые сети российские присутствовали, присутствуют и будут дальше присутствовать, а казахстанские пока нет. Но это связано не с тем, что кто-то мешает (выходу на рынки России и Беларуси — V), а в первую очередь, с нашей самой неготовностью участвовать и конкурировать», — сказал генеральный директор АО «Центр развития торговой политики» Руслан Султанов.
Он подчеркнул, что пока в стране нет сильных торговых сетей, которые бы могли конкурировать с теми же российскими, но это, по его мнению, «наша внутренняя проблема, а не проблема кого-либо». Что касается ЕАЭС, то для нашего местного ритейла он несет в себе больше рисков, чем возможностей, однако они все же есть.
«Главный, наверное, риск наших торговых сетей, если они слабые, заключается в том, что на их место просто придут другие. То же самое касается и производителей. Тот, кто будет слабо конкурентным, его нишу займет другой. Это самая главная вещь. А говорить о том, что придут к нам российские торговые сети и всех выкупят, это тоже неправильно, потому что любая торговая сеть будет смотреть на экономическую эффективность. Если бы хотели выкупить, то они бы раньше выкупили. Но в будущем если наши сети будут такими мелкими и разрозненными, то один — два крупных игрока на республику зайдут и просто-напросто вытеснят всех», — предостерег бизнесменов Султанов.
Однако в случае создания в Казахстане условий для появления на рынке отечественных игроков, в результате которых появятся крупные две-три торговые сети, они в последующем смогут выйти на внешние рынки.
А вот исполнительный директор Ассоциации компании розничной торговли (Россия) Андрей Карпов напротив считает, что никаких рисков у ритейлеров в связи с созданием ЕАЭС не существует.
«Возможности — это доступ продукции, а рисков я здесь вообще никаких не вижу, потому что если есть желание выходить на какой-то рынок и есть соответствующие финансовые возможности, то ни ЕврАзЭС, ни другие союзы в данном случае не играют никакой роли», — заявил Карпов.
При этом Руслан Султанов назвал тех, кто в первую очередь, почувствовал, что что-то изменилось в рамках ТС — это сектор торговли, то есть те, кто завозил в Казахстан продукцию, — именно они оказались пострадавшими.
«Почему я говорю про них, потому что производители в большинстве своем, получив новые условия в виде повышенных ставок таможенных пошлин, стали более защищенными, смогли конкурировать на равных с той продукцией, которая присутствовала ранее в нашей стране. Сектор торговли, конечно, немного потрясло и в принципе главным, наверное, изменением являлось то, то те, кто занимались импортом, они должны были перестраивать свои логистические цепочки, должны были уже менять определенный ассортимент продукции, который ранее завозили. В принципе, для потребителей, которые начали получать более качественную продукцию, это положительно, а для игроков это естественно дополнительные потери», — пояснил эксперт.
При этом он не согласен с мнением тех, кто считает, что отечественные предприниматели не готовы к различным интеграционным объединениям, объясняя это тем, что в Казахстане есть успешно работающий бизнес, который даже без поддержки государства выходит на внешние рынки.
«И если государственная поддержка оказывается, то она просто дает дополнительные возможности. А если мы все время будем создавать какие-то льготные условия для бизнеса и ждать, когда он вырастет, чтобы попасть в мировое пространство, то никогда конкурентных предпринимателей не создадим», — заявил Султанов.
В свою очередь управляющий директор Trade Help Андрей Калмыков считает, что в настоящее время, по сути, в Казахстане никакой поддержки отечественного ритейла просто не существует. В доказательство своих слов он привел цифры по годовому обороту ритейла. Так, если только первая десятка американского ритейла генерирует в год порядка 2 трлн долларов, европейская десятка 500 млрд евро, российская — 50 млрд долларов, то казахстанская десятка — всего около 2 млрд долларов.