Депутаты мажилиса на пленарном заседании в среду одобрили во втором чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения".
Как отмечается в заключении комитета по финансам и бюджету, в ходе рассмотрения законопроекта, депутатами внесены поправки, предусматривающие "освобождение от уплаты налога на имущество КГП "Метрополитен"; введение понятия "целевого вклада" для организаций, осуществляющих проведение международных официальных выставок на территории Республики Казахстан".
Решен и еще ряд вопросов. В финальной дискуссии глава фракции "Ак жол" Азат Перуашев порадовал коллег сообщением: "Сегодня принято важнейшее решение в споре по лжепредпринимательству, который длился с 2006 года. В этом законопроекте наконец мы дали возможность предпринимателям оспаривать в суде законность их сделок и доказывать, что они не являются лжепредпринимателями. Поскольку до сих пор в случае, если некий мошенник был признан лжепредпринимателем, то все сделки с ним автоматически признавались незаконными и по всем автоматически производилось доначисление НДС и КПН, в том числе за предыдущий отчетный период. Это спор, который очень много вызывал возмущений, и сегодня мы точку в этом вопросе поставили".
Напомнила эту историю и председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова: "В 2006 году наш комитет впервые начал борьбу, и мы очень много доказывали правительству, и наконец-то мы решили этот вопрос".
Высказался даже спикер мажилиса Кабибулла Джакупов: "Налоги - тема номер один в любой развитой стране. Налоги помогают людям жить лучше, хорошо, комфортно. (...)
В перспективе мы хотели бы, чтобы налоговая политика не стояла на одном месте, а все время брала то самое лучшее, что есть в передовых странах мира. А то у нас порой бывает в Казахстане - не в том направлении мы иногда работаем. Иногда мы начинаем обсуждать, какого чиновника куда переставили, кого сняли и кого-то куда-то передвинули. Не это главное. Главное, чтобы мы - депутаты, правительство - работали в этом направлении, чтобы в перспективе у нас были хорошие, привлекательные налоги".
Как уже сообщалось, поправками, в частности, предлагается проведение налоговой амнистии путем освобождения от пени и штрафов, предусматривающее списание сумм пеней, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченных по состоянию на 1 октября 2014 года.
Реформируется и порядок налогообложения субъектов агропромышленного комплекса. Так, освобождаются от индивидуального подоходного налога доходы личных подсобных хозяйств при реализации продукции перерабатывающим предприятиям или специализированным сервисно-заготовительным центрам. Вводится субсидирование НДС сервисно-заготовительным центрам при закупе сельхозпродукции у неплательщиков НДС (личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства). Для рационального использования земельных участков повышаются ставки единого земельного налога для крестьянских (фермерских) хозяйств в 1,5 раза с освобождением их от платы за эмиссию в окружающую среду, для юридических лиц-сельхозтоваропроизводителей ставки земельного налога увеличены в 5 раз. При этом, для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц-сельхозтоваропроизводителей, применяющих общеустановленный режим налогообложения предлагается снизить ставку социального налога до 6,5%, с предоставлением права уменьшения налогооблагаемого дохода на дополнительные расходы в размере фонда оплаты труда.
Кроме того, представляется освобождение от налога на транспорт и имущество по деятельности связанной с производством сельскохозяйственной продукции.
Для расширения финансовой самостоятельности и заинтересованности в увеличении налоговой базы в Бюджетный кодекс вносятся изменения, закрепляющие передачу местному самоуправлению индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей), налога на имущество и на транспорт физических лиц, земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов, поступающих в настоящее время в областной и районные бюджеты, с зачислением их на специальные внебюджетные счета в органах казначейства.
Кроме того, в целях проведения выставки ЭКСПО предлагается до 2017 года предоставить льготы по налогообложению АО «НК «Астана ЭКСПО-2017». В частности, предложено освободить от исчисления авансовых платежей, так как АО «НК «Астана ЭКСПО» не является плательщиком корпоративного подоходного налога, соответственно, и нет необходимости в исчислении авансовых платежей; освободить от земельного налога и налога на имущество при передаче в аренду объектов обложения юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению ЭКСПО.