На работу над поправками в республиканский бюждет 2013 года мажилисмены потратили совсем немного времени. Презентация законопроекта прошла в мажилисе в четверг 7 ноября, и уже сегодня депутаты вынесли его на пленарное заседание - для принятия решения всей палатой.
Собственно, никаких тревожных тенденций и не ожидалось. Несмотря на свое недовольство, все депутаты начинали выступления со слов "я поддерживаю законопроект, но…". "Но" фактически на всех было одно - депутаты недовольны размерами неосвоенных бюджетных средств. Так, Татьяна Яковлева, заметив, что хотя "в сложившейся ситуации будет правильно направить неосвоенные средства на реализацию других программ", подчеркнула, что сумма неосвоения более чем внушительная. "Мы вынуждены сокращать важнейшие статьи социальной сферы, так как эти средства не будут освоены администраторами", - посетовала депутат, отметив, что значительные суммы неосвоения приходятся на программы министерства образования, здравоохранения, социальной защиты, и как раз по наиболее значимым бюджетным программам.
"Ежегодно при рассмотрении бюджета депутаты вносят предложения о необходимости выделения дополнительных средств, а получается, что средств выделяется достаточно, но миздрав неправильно их администрирует", - констатировала Яковлева.
Мажилисмен Глеб Щегельский поддержал коллегу, высказав в качестве пожелания правительству напутствие: "Хотелось бы верить, что качество освоения этих денег не вызовет нареканий при очередном отчете правительства об исполнении бюджета".
С коллегами солидарна и Гульмира Исимбаева, подчеркнувшая, что одни и те же ошибки в бюджетном планировании правительство повторяет из года в год, а сумма неосвоения растет такими темпами, что ее уже невозможно списать на сложности в мировой экономике. Айгуль Соловьева, также призвав депутатов поддержать предложенные корректировки, констатировала, что сегодня это - "вынужденная необходимость".
"Мы не должны ставить барьеры в работе правительству, и не позволять ему работать", - сказала она. Тем не менее, депутат озадачилась, почему вообще речь идет о таких масштабных корректировках, и предложила правительству задуматься об отдаче от государственных инвестиций в различные программы развития. "Внося в программу развития одну тенге, какой выхлоп у нас? Конкурентоспособность у нас не работает. Получается что мы все время должны поддерживать, а вот выстрел в сторону конкурентоспособности не получился у нас, в животноводство вкладываем, но не можем ничего продавать за рубеж", - отметила она.
Мажилсмен Айкын Коныров обозначил позицию фракции "Народные коммунисты". У парламентских коммунистов "вызывает сомнения финансирование холдинга "Байтерек", в котором собраны все институты развития, однако пользы от них пока незаметно. Кроме того, констатировал Коныров, вызывает и сомнения правительственный подход к бюджетному планированию, поскольку, несмотря на переход на трехлетнее планирование, в реальности бюджет пересматривается два раза в год. "Налицо явный тренд составлять бюджет на полугодие, тенденция к сверх краткосрочному планированию. Чиновники обходятся с деньгами налогоплательщиков крайне безалаберно, - заключил Коныров и объявил, - Коммунисты не поддерживают законопроект в целом".
Мнение коммунистов на общее голосование не повлияло. 80 депутатов проголосовали за внесение корректировок, 7 воздержались, шесть депутатов проголосовали против.
Как сообщалось ранее, основанием для уточнения республиканского бюджета на
2013 год является корректировка прогноза макроэкономических показателей и уточнения расчетов исходя из фактических поступлений и исполнения по расходам по итогам 9-ти месяцев текущего года, с учетом поручений главы государства.
Как отмечал министр экономики, основной задачей данного уточнения является рациональное использование дополнительных поступлений, прогнозируемых по итогам года, и ожидаемого недоосвоения бюджетных средств, путем реализации крупных инвестиционных проектов, которые обеспечат экономику дополнительными ресурсами и окажут положительный макроэкономический эффект.
Поправками будет уменьшен дефицит республиканского бюджета на 80 млрд. тенге или на 0,2 % к ВВП, который в итоге составит 790,6 млрд. тенге.
Номинальный объем ВВП в 2013 году, согласно уточненному прогнозу, составит 34 444,3 млрд. тенге, что выше ранее принятого показателя на 153,3 млрд. тенге. Реальный рост ВВП остается на ранее прогнозируемом уровне - 6%. Прогнозный уровень мировой цены на нефть увеличен до 106,3 долларов за баррель. Объем экспорта в 2013 году будет в пределах 87 536,7 млн. долларов, объем импорта увеличен на 2 661,4 млн. долларов и составит 53 834,0 млн. долларов.
Параметры по инфляции сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6-8 % на конец года.
Поступления республиканского бюджета на 2013 год определены в объеме 5 242,5 млрд. тенге или с ростом на 14,4 млрд. тенге по сравнению с утвержденным бюджетом (5 228,4 млрд. тенге).
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) оцениваются в объеме 3 608,3 млрд. тенге или на 20 млрд. тенге выше ранее утвержденного объема. В том числе за счет увеличения по налоговым поступлениям на 6,9 млрд. тенге и неналоговым поступлениям - на 13,1 млрд. тенге. В частности, налоговые поступления составят 3 511,7 млрд. тенге. По корпоративному подоходному налогу план уточнен в сторону уменьшения на 42 млрд. тенге. Уменьшение связано со снижением темпа роста ВДС не нефтянного сектора со 115,3 до 114,6 % в основном, за счет снижения мировых цен на металлы и твердые полезные ископаемые.
По налогу на добавленную стоимость прогнозируется увеличение поступлений против плана на 43 млрд. тенге, в том числе за счет НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан на 33,5 млрд. тенге и НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан на 9,5 млрд. тенге в связи с ростом объема импорта со 105,2 %, принятого в расчетах к утвержденному бюджету до 112,2 %.
План по неналоговым поступлениям уточнен в сторону увеличения на 13,1 млрд. тенге исходя из динамики поступлений за 9 месяцев текущего года и изменением курса тенге к доллару США со 150 до 152 тенге.
Поступления от продажи финансовых активов государства на 2013 год определены в сумме 8,8 млрд. тенге, т.е. меньше на 5,6 млрд. тенге, исходя из ожидаемых фактических поступлений по итогам года.
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда сохраняется на утвержденном уровне 1 380 млрд. тенге.
В связи с увеличением прогноза цены на нефть поступления от нефтяного сектора в Национальный фонд увеличатся на 407,3 млрд. тенге и всего составят 3,4 трлн. тенге.
Расходы республиканского бюджета предусматриваются в сумме 6 033,4 млрд. тенге со снижением по сравнению с утвержденным бюджетом на 65,6 млрд. тенге. В целом уменьшение расходов составит 165,8 млрд. тенге, в том числе за счет: экономии по расходам связанным с исполнением обязательств государства – 28,5 млрд. тенге; экономии в результате государственных закупок - 19,0 млрд. тенге; ожидаемого недоосвоения - 118,2 млрд. тенге.
Высвобождаемые средства, а также дополнительные поступления бюджета, как было поручено
Главой государства, будут направлены на снижение дефицита бюджета на 80 млрд. тенге (с 870,6 млрд. тенге до 790,6 млрд. тенге) или до 2,3% к ВВП, а также на реализацию следующих инвестиционных проектов в общей сумме 100 млрд. тенге.
В частности, это строительство железнодорожной линии «Жезказган–Бейнеу» - 30,0 млрд. тенге, что позволит сократить расстояние перевозок грузов на 1 200 км за счет создания прямого выхода грузов с Центрального региона Казахстана и станции Достык на Западный регион Казахстана и далее в Европу; увеличение уставного капитала АО «НУХ «Байтерек» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики - 30,0 млрд. тенге с дальнейшим увеличение уставного капитала АО «Банк Развития Казахстана» для решения задачи по диверсификации отраслей экономики в рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан; подготовку к проведению ЭКСПО-2017- 20 млрд. тенге, что придаст дополнительные импульсы устойчивого развития во всем регионе; возврат кредита на реализацию проекта строительства жилья взамен ветхого и аварийного - 20,0 млрд. тенге для исполнения обязательств уполномоченной организацией акимата города Астаны перед АО «ФНБ «Самрук-Казына» в рамках Программы «Доступное жилье-2020».