Михаил Ломтадзе: «Образованный клиент — это сильный банковский сектор, сильная экономика»

Ирина Галат, Vласть

Фото Данияра Мусирова

Глава kaspi bank Михаил Ломтадзе в интервью Vласти рассказал о том, почему банк, выделяя огромные суммы денег на финансовое образование граждан, считает это инвестицией, а не расходами, каким проектам будет отдаваться предпочтение в распределении гранта в один миллион долларов, а также поделился собственным опытом в управлении сбережениями.


V.: Совместно с общественным фондом «Международный центр экономической грамотности населения» kaspi bank провел общереспубликанское исследование по определению уровня финансовой грамотности наших граждан, которое легло в основу образовательной программы банка «Просто о финансах». Почему вы решили заняться финансовым образованием населения?

М.Л.: Для нас важно, чтобы те финансовые продукты, которые сейчас активно предлагаются на рынке, приносили пользу и выгоду не только бизнесу, но и людям. Когда потребители самостоятельно принимают грамотные финансовые решения, это выгодно всем. Конечно, принять решение по финансовым продуктам не совсем просто, так как часто это связано с семейным бюджетом, крупными покупками, с расходами, с планированием сбережений и т.д. Всем понятно, что деньги — очень важная составляющая в жизни людей, и поэтому было бы замечательно, если бы не только мы, но и другие банки, вузы, регулирующие органы приложили усилия для того, чтобы люди научились принимать правильные решения при планировании своих финансов.

Мы решили заняться этой программой, потому что мы — самый большой розничный банк в Казахстане. Сначала мы как-то интуитивно увидели, что проблема есть. Потом провели исследование, которое и подтвердило наши предположения. Заметьте, только чуть более 50% людей знает, что вклады в стране страхуются, и это несмотря на то, что об этом говорят уже многие годы. И это только одна из проблем. Финансовое образование населения — масштабная задача, которую мы и хотим решить, взяв на себя ответственность, и решить и таким образом сделать очень важное и большое дело для страны.

V.: Не секрет, что kaspi bank’у пришлось пережить не самые приятные моменты в связи с SMS-атакой и девальвацией, которые прошли в феврале. Но тогда вы не только не сократили расходы, но и, наоборот, повысили своим сотрудникам зарплату на 10%, выплатили премии, а также объявили награду в 100 000 000 тенге за помощь в раскрытии провокаторов. Сейчас вы объявили конкурс на выделение грантов для реализации образовательных программ в размере 1 млн. долларов. Неужели для банка даже в такой сложной ситуации выгоднее и правильнее оставаться социально-ориентированной компанией?

М.Л.: Во-первых, у нас принято разрабатывать долгосрочные, а не краткосрочные стратегии. Мы не очень сильно ориентируемся на квартал, полгода, год, хотя и обращаем, конечно, на это внимание, но мы всегда стараемся думать, а что будет через три года, пять лет? А какую идею или задачу нам нужно решить сегодня, чтобы она дала результат через три года? Исходя из этого, когда мы планируем инвестиции, а программа «Просто о финансах» — это, безусловно, инвестиция, в рамках которой мы выделяем один миллион долларов, и которая даст свои результаты в течение следующих двух-трех лет. Можно сократить маркетинговый бюджет, а инвестицию сократить нельзя, по крайней мере, мы так не делаем.

С точки зрения социальной ответственности, то это хорошее красивое словосочетание, которое в принципе обязательно надо использовать. Но мы думаем не просто о красивых словах и о том, что о нас будут говорить, а мы нацелены на конкретный результат — мы хотим, чтобы через три года о страховании депозитов в стране знали не 50% людей, а хотя бы две трети. Вот это тот результат, к которому мы стремимся.

Мы эту программу запускали абсолютно с конкретными целями. Конкретная цель — это исследование, по результатам которого мы определили несколько важных вещей, которые помогут людям планировать лучше свои финансы. Мы сейчас замерили ряд показателей и повторим это спустя какое-то время, чтобы посмотреть, какой результат нам даст программа и действия, предпринимаемые нами.

Стоит отметить, что есть вещи, которые мы делали и раньше, до исследования. Например, на радио мы запустили программу, на телеканале НТК участвуем в программе «Такси», а также выступаем в институтах с лекциями, рассказывая студентам о банковских продуктах и о том, как они должны работать. Также банк выпускает собственный журнал, который в ближайшее время станет еще интереснее и полезнее. Плюс мы хотим найти людей с ясными и эффективными идеями, спонсировать и реализовать которые можно будет с помощью нашего гранта.

V.: Давайте вернемся к исследованию. Согласно результатам опроса 57% респондентов знают о страховании депозитов, всего 6% осведомлены о его максимальной сумме, и 50% считают возможным допустить просрочку по кредиту. По вашему мнению, данные результаты связаны с недостаточным информированием населения финансовыми структурами, отсутствием в свободном доступе понятной информации или все же апатией самих людей к получению знаний в области финансов?

М.Л.: Я думаю, что большинство людей, в принципе, заинтересованы в том, чтобы получать знания и использовать их в своей жизни. Если вкладывать в образование усилия и давать людям возможность эти знания получать через любые источники — книги, тренинги, через массовые каналы коммуникации, СМИ, то люди будут стремиться к повышению своей финансовой образованности.

Мне сложно сказать, почему мы получили такие результаты исследования, почему потребители не знают или не понимают каких-то базовых вещей, которые касаются управления финансами. Но по факту мы имеем то, что имеем — большинство потребителей финансовых услуг не могут ориентироваться в важных и в то же время базовых и простых финансовых вопросах.

В исследовании мы также поинтересовались у респондентов, как лично они сами оценивают свой уровень финансовой грамотности, и 36% людей ответили, что «неудовлетворительно». Это хорошо, это означает, что человек чего-то не знает, себя критически оценивает, и вероятно, хочет свои знания улучшить, в чем мы и призваны ему помочь через нашу программу «Просто о финансах».

V.: Вы запустили образовательную программу «Просто о финансах», а каковы ее основные задачи, и как вы их планируете реализовать?

М.Л.: Программа делится на несколько направлений. Во-первых, есть вещи, которые мы можем сделать сами. Если говорить про сам kaspi bank, то уже практически 10 тысяч человек работает у нас, и если каждый из наших сотрудников в этом направлении будет делать хотя бы пару шагов в месяц, то это будет, как минимум, 20 000 шагов. Есть второе направление — работа с партнерами. Первым нашим партнером в данном направлении стал Международный центр экономический грамотности населения. И со временем таких партнеров будет больше, и если каждый третий из них будет успешным, то это уже будет для нас большим результатом. Для нас очень важно, чтобы было большое количество продуктивных действий от партнеров, которые были бы заинтересованы в том, чтобы число финансово грамотных людей в стране росло. И третье: нам хочется, чтобы эту идею в любой форме подхватили другие участники финансового рынка. Мы заинтересованы в том, чтобы в стране было много программ, которые смогут помочь людям принимать правильные финансовые решения, научат их управлять и планировать собственный бюджет.

Стоит отметить, что kaspi bank придает большое значение финансовой образованности казахоязычного населения. Мы проводили круглый стол, в рамках которого было высказано мнение, что на сегодняшний день в стране не хватает учебных пособий и популярных книг, которые бы рассказывали просто и понятно о финансах именно на казахском языке. А так как мы казахстанский банк, мы работаем в Казахстане, мы и морально, и социально обязаны делать вещи, которые должны поддерживать развитие страны. Поэтому в рамках программы мы будем обязательно издавать литературу на казахском языке. В частности у нас уже сейчас идут переговоры по поводу перевода на казахский язык книги известного писателя, предпринимателя, инвестора Роберта Кийосаки.

V.: Kaspi bank объявил конкурс о выделении 1 млн долларов на гранты для реализации образовательных программ по повышению уровня финансовой грамотности населения. Каким проектам будет отдаваться предпочтение? Как и кто сможет стать участником данного конкурса?

М.Л.: Сейчас нашим первым партнером, который будет работать в рамках этого гранта, является Международный центр экономический грамотности населения. В настоящее время мы находимся на стадии, когда нужно сделать две вещи — сформировать общественный совет, который будет рассматривать проекты, и определить критерии, которые помогут принимать правильные решения. И уже потом через Международный центр экономический грамотности населения мы будем рассматривать заявки на общественном совете, в который войдут видные общественные деятели, эксперты, представители профессуры. Свое согласие уже дали Ермек Турсунов и Мурат Абенов.

Важно понимать, что результатом не является, например, просто написание книжки, результат — увеличение количества людей, которые будут знать, как правильно управлять семейным бюджетом. Написать книжку — хорошо, но эту книжку еще должны прочитать один — два миллиона людей. Одним из главных требований к проектам будет являться их ориентация на большую аудиторию, особенно на казахоязычную, ведь это идея не просто ради идеи. Мы для себя в банке вывели такую формулу: образованный клиент — это сильный банковский сектор, соответственно, это — сильная экономика. Нам есть к чему стремиться.

V.: В связи с прошедшей в феврале девальвацией и возникшей в обществе паникой, связанной с SMS-атакой на ряд казахстанских банков, какой совет вы могли бы дать людям, имеющим накопления?

М.Л.: Все зависит от типа человека. Например, я не спекулирую акциями, не зарабатываю денег на валюте, у меня для этого нет времени. Вся моя инвестиция в kaspi bank’е. Я придерживаюсь безопасной стратегии — храню свои сбережения на депозите в банке следующим образом: 30% — в долларах, 30% — в тенге и 30% — в евро. И что бы ни случилось, я всегда нахожусь в нормальной, стабильной ситуации.

В целом же мой глобальный совет людям, у которых нет времени, нет понимания, как работают изменения валютного курса — хранить свои сбережения на депозитах в банке из расчета 50% в тенге, 50% в долларах или по 30% в трех валютах на выбор. И еще один небольшой совет: если и доходы, и расходы в тенге, то нормально всегда иметь определенную часть денег в тенге.

*На правах рекламы

Свежее из этой рубрики