The Economist предрекает Казахстану девальвацию в наступающем году - в большей степени, по причине ослабления рубля. Казахстанские аналитики не спешат делать столь негативные прогнозы, обращая внимание на то, что о том, как долго продлится нынешняя ситуация с российской валютой, неизвестно.
Команда аналитиков американского издания The Economist в среду, 3 декабря, на своей официальной странице в Twitter опубликовала сообщение, в котором спрогнозировала девальвацию тенге в 2015 году на основе «слабого» рубля и цены на нефть. В подтверждение своему выводу издание приводит график, который демонстрирует, что с 2005 года курс тенге к доллару неизменно коррелирует с аналогичным курсом российской валюты.
Дамир Сейсебаев, директор департамента аналитики Private Asset Management, обращает внимание на то, что при прогнозировании девальвации национальной валюты не стоит полагаться исключительно на колебания курса рубля к доллару. Он подчеркивает, что цена на нефть, к примеру, является «более существенным фактором», который влияет на стабильность курса тенге.
Сейсебаев советует не забывать, что ситуация в казахстанской экономике не аналогична ситуации в экономике России. Он отмечает, что у республики «нет такого большого внешнего долга» как у России, есть значительные резервы Национального фонда, и наблюдается рост экономики. Кроме этого, «в России всегда колебания были более значительные, а у нас курс был более или менее стабильным», добавляет аналитик. Он ссылается на недавний отчет рейтингового агентства Moody's, в котором сказано, что Казахстан менее подвержен влиянию внешних факторов, чем Россия или Украина. «Не до конца ясно, сколько такая ситуация с рублем продержится», - справедливо замечает Сейсебаев.
Вместе с тем аналитик заявил Vласти, что «все предпосылки и условия уже созданы для того, чтобы девальвация национальной валюты все-таки произошла». Сейсебаев указывает на то, что многие участники рынка - банки, страховые и брокерские компании - уже подготовились к возможной девальвации, доля валютных депозитов в отечественных банках растет. Он предполагает, что февральской девальвации тенге попросту «было недостаточно», ведь с того времени рубль ослабел примерно на 60%, а национальную валюту девальвировали всего на 19%.
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики инвестиционной компании Asyl Invest, считает, что развитие ситуации будет зависеть от того, как долго еще рубль будет демонстрировать тренд на снижение. Он не исключает, что в течение полугодия-года ситуация как с мировыми ценами на нефть, так и с курсом рубля к доллару может кардинально изменится.
Он убежден, что текущий курс рубля во многом носит спекулятивный характер. «У многих компаний в России сейчас идут крупные погашения в конце года, поэтому такой спрос на валюту наблюдается», - поясняет он. Как только этот период закончится, уже в начале следующего года имеет смысл ожидать стабилизации ситуации с курсом российской валюты, говорит Байкенов. По его мнению, только когда курс рубля стабилизируется, власти Казахстана могут взвешенно подходить к вопросу девальвации национальной валюты. «Некомфортно» казахстанскому правительству будет только в том случае, если в ближайшее время Запад ужесточит санкционный режим в отношении России или начнется открытая военная конфронтация, добавляет аналитик.
Байкенов предполагает, что в 2015 году девальвации ожидать не стоит. «В условиях зависимости от импорта вот так подряд осуществлять девальвации - достаточно рискованное дело», - отмечает он. По его словам, в этом случае правительству страны будет чрезвычайно трудно удерживать уровень цен, у инфляции появятся высокие шансы выйти из-под контроля. Однако наличие внешних рисков, способствующих корректировке курса тенге, аналитик отрицать не стал. Он подчеркивает, что тревогу казахстанским властям нужно начинать бить в том случае, если, например, цена на нефть хотя бы полгода будет удерживаться на уровне 60 долларов за баррель.
Советник председателя Национального банка Олжас Худайбергенов ранее отмечал, что непростая ситуация в Казахстане может сложиться тогда, когда рубль достигнет очередной критической отметки в 52 единицы за доллар. В этом случае Россию, вероятнее всего, ожидает масштабный экономический кризис, однако экономист не настроен скептически: «Фактически сложилась уникальная ситуация, в рамках которой падение рубля и экономики России, с одной стороны, могут и навредить нам, но, с другой стороны, ведут к снижению отрицательного сальдо и тем самым увеличивают ВВП, уменьшают отток, снижая давление на валютные резервы». На сегодняшний день 1 доллар США в России можно купить за 54 рубля.
Сам глава Национального Банка Кайрат Келимбетов месяц назад не в первый раз заявил, что проведенная в феврале 2014 года девальвация в среднесрочной перспективе предусматривала «все возможные риски, в том числе риски дальнейшего обесценения российского рубля вот в тех пределах и далее, которые мы сегодня наблюдаем». По его словам, Национальный банк ожидает, что в начале следующего года будет серьезное укрепление российской валюты, которая закрепится на уровне 40 рублей за доллар. «Но нас в принципе даже сегодняшние цифры (устраивают) - мы к ним комфортно относимся и считаем, что курс, тот равновесный курс от 170 до 188, позволяет покрывать соответствующие риски», - добавил Келимбетов.