О решении продажи Самрук-Энерго 2-х активов: ЭГРЭС-1 и Казгидротехэнерго, в результате которой Kazakhmys получит 1,3 млрд USD, аналитики отозвались положительно. В большей степени от этой сделки выиграет Самрук-Энерго, считают они, однако Kazakhmys тоже может рассчитывать на бенефиты, но только в долгосрочной перспективе.
В понедельник стало известно, что корпорация Kazakhmys заключила соглашение с Самрук-Энерго о продаже 50% доли в Экибастузской ГРЭС-1и 100% доли в ТОО "Казгидротехэнерго" на сумму 1,3 млрд долларов. Ранее аналитики прогнозировали принятие соглашения.
Для Kazakmys в этом году это уже вторая сделка по продаже актива. 7 октября корпорация согласилась продать 26% долю компании Eurasian Natural Resources Corporation компании Eurasian Resources Group B.V., в результате которой она получит около 875 млн. USD и около 77 млн. 41 тыс. акций.
Однако уменьшение на 9% чистой выработки электроэнергии у ЭГРЭС-1 за 9 месяцев этого года, в сравнении с аналогичным показателем за прошлый год, снижение уровня продаж электроэнергии в сравнении с первыми 9 месяцами прошлого года ставит вопрос о рациональности сделки и ценности актива.
Выгодна ли сделка Самрук-Энерго?
Опрошенные Vластью аналитики пришли к выводу, что сделка действительно интересна Самрук-Энерго, даже несмотря на снижение чистой выработки электроэнергии и уровня продаж. В частности так считает Айвар Байкенов, директор департамента аналитики Асыл Инвест: «Для Самрук-Энерго эти активы, безусловно, интересны. Насчет Казгидротехэнерго не совсем уверен, но Экибастузская ГРЭС-1 прибыльный актив. В составе группы (Самрук-Энерго - V) эти активы можно считать перспективными. Там небольшой уровень долгов при достаточно существенной прибыли. В целом, сделка несущественно изменит деятельность Самрук-Энерго, лишь положительно скажется на росте прибыли».
Кроме того, Байкенов отметил, что передача этих активов делается для выхода Самрук-Энерго на IPO: «Сейчас они производят консолидацию энергетических активов, и, тем самым повышают стоимость и инвестиционный интерес к планируемому размещению акций Самрук-Энерго».
Ерлан Хасенбеков, директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) придерживается схожего мнения: «Для Самрук-Энерго это значимый производственный актив, за последние годы значительно модернизированный и показывающий положительную производительность. Он может самостоятельно генерировать хорошие доходы и прибыль. Кроме того, Самрук-Энерго выступает как квази-государственная компания и вынуждена соблюдать интересы государства, и владение крупнейшей электростанцией может позволить ему более четко регулировать текущие и будущие тарифы на электроэнергию и, при необходимости, оказывать сдерживающее влияние на инфляцию. Сегодня ЭГРЭС-1 способна работать не в убыток и по рыночным методам».
Еркин Абдрахманов, старший аналитик по долевым инструментам Halyk Finance отметил, что основной интерес в этой сделке вызывает ЭГРЭС-1, а Казгидротехэнерго представляло незначительную долю активов Казахмыс. В целом, ЭГРЭС-1 можно считать хорошим активом: «Сейчас ЭГРЭС-1 проводит модернизацию активов после завершения которой в 2015 году мощность станции увеличится с текущих 2 500 МВт до 4000 МВт. Пока для предприятия действует инвестиционный тариф. И сейчас есть неопределенность в оценке актива из-за тарифного регулирования, а именно уровня тарифа после завершения модернизации станции. Тем не менее, по итогам 2012 года операционная маржа компании составила 51,5%, маржа рентабельности 40%, что выше среднего показателя по индустрии за счет более высокого тарифа компании».
Не проиграл ли Kazakhmys?
Вообще, совершение этой сделки было очевидно и до начала переговоров 2 февраля этого года. По словам Ерлана Хасенбекова можно предположить, что перед началом кризиса в 2008 году, покупка ЭГРЭС-1 была навязана Kazakhmys государством, поскольку тогда остро требовалась её модернизация. И сейчас эту сделку можно считать возвратом своих инвестиций.
«Kazakhmys очень своевременно возвращает свои инвестиции. Учитывая, что компания уже привлекла значительные средства из надежных источников для развития двух своих главных отраслевых проектов Бозшаколя и Актогая, полученные сейчас за продажу энергоактивов деньги позволят компании улучшить свое общее состояние. Особенно это актуально именно при нынешнем кризисе в мировой отрасли», - рассказал Хасенбеков.
Тем не менее Айвар Байкенов считает, что это двоякое решение для Kazakhmys: «С одной стороны они получат деньги, которые им не помешают, а с другой – расстанутся с прибыльным активом. Но в рамках повышения эффективности самой компании – это выглядит логично. Но, в целом, учитывая эти деньги, и те, которые придут от сделки по продаже ENRC, это будет мощный пул денег, которые позволят эффективно реализовать два запланированных проекта – Бозшаколь и Актогай. Хотя, все опять же зависит от целевого использования этих средств».
Еркин Абдрахманов в своем анализе указал, что новость носит смешанный эффект для стоимости акций Kazakhmys: «Несмотря на то, что объявленная цена на 30% выше балансовой стоимости актива, мы считаем, что она ниже ожиданий рынка». Он также подчеркнул, что большая часть средств от сделки будет направлена на уменьшение долга и финансирование проектов роста.
Подводя итоги, можно сказать, что сделка выгодна для обеих сторон. Однако в большей степени от неё выигрывает Самрук-Энерго, поскольку к растущей выручке (за 9 месяцев этого года она составила более 98,203 млн. тенге в сравнении с 66,478 млн. тенге за аналогичный период прошлого года) прибавится еще один прибыльный актив, что, к тому же, увеличит и инвестиционную привлекательность компании.
Впрочем, Kazakhmys, в случае целевого использования денег от обеих сделок, тоже улучшит свои позиции, правда в долгосрочной перспективе. Скорее всего, улучшение будет заметно после запуска месторождений Актогай и Бозшаколь.