С середины декабря прошлого года, в том числе и российская экономика, стала проверять Казахстан на прочность. Все началось с девальвации российской валюты, которая подешевела по отношению к доллару примерно на 65%. Затем картину дополнили негативные прогнозы международных финансовых институтов и аналитических структур, которые грозят региону потерей интереса со стороны инвесторов, а потом, возможно, и оттоком уже имеющихся инвестиций.
В частности, на прошлой неделе Всемирный банк снизил прогноз общего развития экономик стран СНГ до 1,5%, преимущественно из-за проблем в России. А немногим ранее международное рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг России до BBB-, это предпоследний оценочный уровень, преодоление которого может привести к удешевлению российских активов и еще большему оттоку капитала, чем прежде.
Беспокойство за соседа, которое привело к массовой конвертации тенговых депозитов в доллары (по разным оценкам к середине декабря объем валютных депозитов вырос до 70-75%) и продаже значительного количества тенговых активов (что в середине декабря обвалило индекс казахстанской фондовой биржи на 9,2%), актуализировало вопрос о связи двух экономик и о том, чем грозят Казахстану российские сложности. Vласть попыталась разобраться в этом.
Транзит и торговля
Как известно, у Казахстана с Россией самая протяженная граница из всех приграничных государств в мире, длиной в 7,5 тыс. км. С российской стороной соприкасаются 8 областей, а с казахстанской – 12 субъектов Российской Федерации.
Очень большое количество международных дорог страны соединены с Россией. Для примера, из их числа можно выделить три дороги: трасса М-32 (Шымкет – Самара), трасса М-36 (Алматы – Екатеринбург) и трасса М-51 (Челябинск – Петропавловск - Новосибирск). Их общая протяженность составляет 4 281 километр. Помимо этого в Казахстане существенно развита железнодорожная сеть с Россией и есть три пункта стыковки: на западе, севере и северо-востоке страны.
Кроме того, через страны проходит транспортный коридор «Север-Юг» (130 км его железной дороги расположены на территории Казахстана). Также через обе страны проходит Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (общая протяженность 9200 км), Транссибирская магистраль (общая протяженность 9298,2 км). Помимо них, страны включены в проект Международной азиатской сети (длина российско-казахстанского направления - 2 158 км). Эта и другая транспортно-логистическая инфраструктура помогает организовать транзит и торговлю между странами.
В 2013 году Казахстан в общей сложности получил почти 2,3 млрд долларов за транзит различных товаров и сырья через свою территорию. Доход в 1,96 млрд долларов был обеспечен за счет транзита газа из России и Китая. При этом, 850 млн. долларов госказне принесли железнодорожные перевозки, а 250 млн. долларов – автомобильные. В 2012 году основную, 50% долю в структуре транзитных перевозок через Казахстан занимала Россия.
Что же касается торговли, то здесь Россия является ведущим партнером Казахстана, причем вопреки снижению товарооборота на 19,7% за 11 месяцев 2014 года. По итогам этого периода, на Россию приходилось 15,8% или 17,4 млрд долларов от общего объема товарооборота Казахстана в 110,5 млрд долларов.
При этом Россия куда больше экспортирует, чем импортирует товары из Казахстана. Импорт за этот период составил 12,5 млрд долларов, а экспорт более чем вдвое меньше – 4,8 млрд долларов. Впрочем, импорт постепенно сокращается. В 2013 его ежемесячный объем составлял в среднем 1,5 млрд долларов, а в 2014 уже 1,2 млрд.
Структура товарооборота практически не претерпела значительных изменений в последние несколько лет. Данные за 2014 еще неизвестны, но в 2013 году наибольшую долю во взаимных поставках занимали минеральные продукты – 32% (преимущественно нефть и нефтепродукты), следующей статьей были машины, оборудование и транспортные средства – около 20,4%, далее металлы и металлические изделия – 17,6% и продукция химической промышленности – 11,8%.
Предприятия и инвестиции
С подписанием договора о создании Таможенного союза с Россией, в Казахстане значительно увеличилось присутствие российского бизнеса. Главным образом потому, что российские предприниматели нашли налоговые и законодательные условия в Казахстане более либеральными, чем в своей стране.
Еще в 2009 году количество российских предприятий в стране было немногим больше 3 тыс. К началу этого года количество зарегистрированных компаний из России выросло до 16,3 тыс., впрочем реально действуют из них только 5 649. Почти все из них - малые предприятия, их 5269, средних компаний - 312.
Крупный же бизнес представлен 68 предприятиями. Из их числа можно выделить ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Б.В., Газпром и Газпромнефть, Аэрофлот, Трансаэро, Камаз-Инжиниринг, Ростсельмаш и т. д. Почти все эти компании – локальные представительства крупных российских предприятий.
К сожалению, налоговый комитет Казахстана не ведет регулярную статистику налоговых поступлений от российского бизнеса. Однако, по оценке экспертов, в 2010 году ими было выплачено налогов на сумму 42,8 млрд тенге, а в 2011 – почти 70 млрд тенге.
Эти компании обеспечивают достаточно серьезный объем инвестиций в Казахстан. По оценке Национального банка, в 2009 году их валовый приток составил 663 млн. долларов, к сентябрю 2014 он вырос до 1,139 млрд долларов. Впрочем, российское посольство говорит о сумме ПИИ в 2,1 млрд долларов за 2013 год. По их оценке, общий объем накопленных инвестиций в начале 2014 года превысил 7 млрд. долларов.
По данным посольства, главный российский инвестор для Казахстана – это НК Лукойл, который вложил в страну 5 млрд долларов. Далее идет Газпром с объемом вложений в 1 млрд долларов и ОАО Русал, с объемом инвестиций в 400 млн. долларов.
Подавляющее большинство инвестпроектов сосредоточено в нефтегазовой и электроэнергетической промышленности. Отдельно о них мы поговорим в другом материале. В несырьевых инвестиционных направлениях преобладают транспортно-логистические проекты.
По данным российского посольства, наиболее важные из них – транзитный коридор «Западная Европа — Западный Китай», который по территории Казахстана будет проходить через Актобе и Алматы; судоходный канал «Евразия», который соединит Черное и Каспийское моря; автомобильный консорциум «Казахстан-КАМАЗ» и предприятие по сборке автомобилей LADA.
Также Россия и Казахстан реализуют проекты в космической сфере, к примеру – стартовый ракетный космический комплекс «Байтерек», который, впрочем, был приостановлен в 2014 году; запуск спутника связи и вещания «KazSaт-2» и т.д. Кроме этого, страны ведут совместные агропромышленные проекты, к примеру – по созданию сборочного производства комбайнов «Енисей», а также по строительству горно-обогатительного комбината и заводов по производству фосфорных и азотных удобрений.
Банковский сектор
В Казахстане российские банки представлены 4 игроками: Сбербанком, Альфа-банком, ВТБ Казахстан и Хоум Кредит банком. На начало декабря 2014 года суммарный объем их основного капитала составлял 218,33 млрд тенге (10,1% от общего объема капитала всех банков), а объем активов – 1,84 трлн тенге (также 10,1% от совокупного объема).
Крупнейшим из них является Сбербанк России, который входит в пятерку лидеров банковского рынка Казахстана, и чей капитал составляет 141,4 млрд тенге, а объем активов – 1,33 трлн тенге. Наименьшим же является Банк Хоум кредит с капиталом в 29,49 млрд тенге и объемом активов в 111,83 млрд тенге.
Объем ссудного портфеля всех 4 банков составляет 1,42 трлн тенге (9,8% от общего объема рынка). Иными словами – это совокупное количество кредитов для всех уровней казахстанской экономики – от межбанковского рынка, до МСБ и розничного сектора. Как в случае с активами и капиталом, Сбербанк и здесь является самым крупным российским игроком. Сумма выданных им кредитов составляет 1,03 трлн тенге. Он же кредитует проекты в рамках крупных государственных инициатив, к примеру – по программе поддержки субъектов МСБ и дорожной карты бизнеса 2020 фонда Даму.
Какие проблемы ждут Казахстан?
Вышеприведенные факты показывают достаточно тесную экономическую связь между странами. Собственно, первые ухудшения российской экономики скажутся на торговле – внутренней и внешней. Казахстанские предприниматели и бизнес уже столкнулись с определенными проблемами из-за девальвации рубля и оттока покупателей на соседний рынок. В большей степени это почувствовал локальный авторынок, спрос на котором к нынешнему моменту упал на 60%.
Но масштаб проблемы со спросом может оказаться куда большим, на что намекает объем ввоза рублей в Казахстан. Только за ноябрь прошлого года он вырос до 6,8 млрд рублей, в октябре было завезено 2,97 млрд рублей. Чтобы понять серьезность ситуации, достаточно взглянуть на то, сколько рублей было импортировано в 2013 году – всего лишь 1,55 млрд.
В перспективе сложности могут почувствовать производители продуктов питания, сельскохозяйственных, бытовых и химических товаров, которые конкурируют с российскими предприятиями. Импортная продукция уже дорожает в России, и скоро риски для определенных отраслей казахстанской промышленности уменьшатся. Но для казахстанцев более выгодным может стать приобретение определенной линейки российской продукции, в изготовлении которой не используется импортное сырье. Однако российским производителям еще нужно будет расширить свое присутствие на казахстанском рынке и решить вопросы с внутренним спросом. Кроме того, их интерес к казахстанскому рынку могут редуцировать меры, которые возможно примет Казахстан для защиты своих производств, не нарушив тем самым условия договора о ЕАЭС.
Другой проблемой для Казахстана может стать сокращение поступления российских инвестиций и ликвидности. У этого есть две причины. Первая – это рецессия, которая сведет к минимуму количество свободных средств и заставит российскую сторону экономить на множестве инвестиционных проектов.
Вторая причина – это меры Центробанка России по ограничению оттока капитала в Казахстан. Они были приняты из-за рисков по увеличению объемов фиктивного импорта в Казахстан из-за упрощенного товарооборота. Работников банков обязали очень тщательно проверять документы и условия контрактов по сделкам. Некоторые участники рынка говорят, что банки сейчас запуганы и при мельчайших сложностях безапелляционно отказывают в одобрении различных сделок.