Правительство предлагает парламенту принять поправки в законодательство, ориентированные для трех банков, контрольный пакет акций которых принадлежит фонду «Самрук-Казына».
Софья Пашкова, Астана, Vласть
Правительство предлагает парламенту принять поправки в законодательство, ориентированные для трех банков, контрольный пакет акций которых принадлежит фонду «Самрук-Казына».
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные по вопросу дальнейшего развития банков второго уровня, осуществивших реструктуризацию» презентовало министерство экономики и бюджетного планирования в Мажилисе. Этот документ депутаты сразу окрестили «временным», поскольку он ориентирован фактически на три банка – Альянс банк, Темирбанк и БТА, контрольный пакет акций которых принадлежит фонду национального благосостояния «Самрук-Казына».
Презентуя законопроект, вице-министр экономики и бюджетного планирования Абай Искандиров сразу же уточнил, что в основу документа лег изученный мировой опыт по вопросам присоединения банков. В частности, в казахстанском законодательстве есть «неоднозначное применение» ряда норм. Так, закон «Об акционерных обществах» нечетко регламентирует порядок присоединения АО, не указывая конкретно, кто именно должен подписывать договоры. Если следовать логике закона, то подписывать договор должны все акционеры, что выполнить в условиях, когда акционерами являются тысячи граждан, просто физически невозможно.
- Поэтому мы изучили международный опыт, и основное изменение, которое мы предлагаем, что в случае если квалифицированное большинство (75% и более акционеров) проголосовало за присоединение банков, то соответствующий договор о присоединении уже подписывается управляющим органом банков второго уровня – правлением. И соответствующие изменения предлагается внести в закон о банках, с уточнением – для банков второго уровня, контрольный пакет акций которых принадлежит «Самрук-Казына», - пояснил Искандиров.
Согласно предлагаемым поправкам, присоединение должно осуществляться на основе рыночной оценки стоимости банка, которая включает не только балансовую стоимость капитала, но и учитывает долю банка на рынке, рентабельность капитала, перспективы роста и так далее.
Еще один принципиальный момент – это вопрос о приобретении банками акций других банков. Сегодня законодательство это запрещает, однако для трех банков правительство предлагает сделать исключение – с тем, как уточнил вице-министр, «чтобы обеспечить возможность присоединения одного банка к другому».
Депутаты интригу тянуть не стали, и сразу поинтересовались: что даст собственно слияние, к примеру, Альянс банка и Темирбанка. Как заметил мажилисмен Роман Ким: «Я понимаю, когда сильный банк соединяется со слабым, есть какой-то эффект. А что даст (объединение) слабого со слабым банком?». Ответ последовал такой:
- Данные поправки не касаются конкретно Альянс банка и Темирбанка. Они касаются банков, прошедших реструктуризацию, в том числе они распространяются на три банка, - заявила заместитель председателя АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Елена Бахмутова. - Да, в рамках этого законопроекта, если вы его одобрите, могут вестись и такие процедуры, как слияние потенциальное Альянс банка и Темирбанка. Все это будет, естественно, объясняться только экономическими причинами. Пока об этом конкретно вопрос не стоит. Мы просто хотели бы предложить законопроект, который позволял бы упростить режим для дальнейшего выхода государства из капитала коммерческих банков с тем, чтобы максимизировать возврат инвестиций, вложенных государством. А экономические предпосылки будут рассматриваться потом в соответствующих госорганах и в «Самрук-Казына».
Впрочем, в парламентских кулуарах Бахмутова заявила журналистам, что экономическая целесообразность слияния Альянс банка и Темирбанка «видна невооруженным глазом». Кроме того, она не исключила и варианта, что третьим банком с госучастием – БТА-банком – могут заинтересоваться иностранные инвесторы, и в этом случае вполне может быть скорректирована позиция главного акционера банка – то есть ФНБ – исключительно исходя из вопросов экономической целесообразности и возврата государственных инвестиций.
Депутаты же, даже несмотря на явные недоговоренности со стороны представителей правительства, не скрывали, что не питают иллюзий относительно истинного предназначения законопроекта. Председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, подводя черту под первой дискуссией, заметила, что мажилисмены отдают отчет во временном характере законопроекта.
- Нам действительно надо будет много потрудиться, - сказала она. - Нам сейчас надо, чтобы те деньги, которые были потрачены на две реструктуризации БТА, со знаком «три минус» (...) при действии этого закона мы хотя бы гарантировали, после того, как мы их сольем, чтобы было что возвращать государству.