В рамках проекта «321 СТАРТ!» прошел тренинг для 30 сельских учителей физкультуры. Журналисты Vласти побывали на занятиях и поняли, что эти тренинги нужны не только на селе, но и в городах, не только для учителей, но и для родителей школьников.
Спустя два часа после начала тренинга, у входа в спортивный зал мелькнула желтая куртка — зашла учитель физики и физкультуры из соседнего аула Гульмира Сапаргалиева. Во время перерыва мы разговорились с женщиной, она рассказала, что машина сломалась, и 2,5 часа она шла в Сарыобу пешком, потом добиралась на двух попутках. Два с половиной часа идти по проселочной дороге для того, чтобы услышать тренеров из Алматы. Другой иллюстрации о важности тренинга для сельских учителей физкультуры у меня нет.
Этот тренинг ждали давно. Еще на первоначальном этапе, когда компания Coca-Cola изучала потребности сельских школ, стало понятно, что одной материальной помощью дело не ограничится. Мало дать необходимый инвентарь – важно еще научить преподавателей физической культуры новым методикам. Из-за того, что последние годы школы не получали инвентарь, учителя физкультуры сфокусировались в основном на игровых видах спорта: на футболе, баскетболе, волейболе. Кроме того, ушло много опытных преподавателей, на их место пришли молодые, которые из спортивного инвентаря видели разве что перештопанные несколько раз советские маты.
Еще в начале августа инвентарем Coca-Cola помогла 19 школам Аршалынского района. В конце месяца пришло время тренинга, который занял два дня. Он проходил в Сарыобинской школе, в которой компания полностью заменила пол. Работали с сельскими учителями физкультуры мастера-тренера из клуба Fidelity Елена Кун и Роза Алдонгарова.
Ранее субботнее утро. В спортзале 31 учитель физкультуры из 28 школ Аршалынского района Акмолинской области. Всех заранее предупредили, чтобы приходили в спортивной форме и удобной обуви, но многие в джинсах и туфлях. Почему так получилось, понимаю намного позже: оказывается, обычно тренинги для учителей физкультуры проводят более формально — в основном дают практические вещи, объясняют, показывают, но выполнять упражнения не требуют. Но сегодня все иначе: вступительная, «разговорная» часть занимает минут 40, а потом практика и постоянное движение. Для начала Елена Кун раздает всем тесты с вопросами, на которые должны ответить учителя физкультуры: «Кифоз позвоночника – это…», «Грудной отдел позвоночника состоит из…». Самый лучший результат у пенсионера Муратбека Пшембаева, который преподает физкультуру в Волгодоновской школе. И это неудивительно: когда-то он воспитал двух чемпионов мира.
Особое внимание Елена Кун обращает на психоэмоциональный фон на уроке: если вы сами не заинтересованы в том, что преподаете, если ваши глаза не горят, то и ученики будут такими же. Весь тренинг звучит: «Главное настрой, где ваш позитив?» «Тренер должен делать упражнения даже не на 100-150%, а на 250%, чтобы ваши ученики хотя бы на 50% выполнили то, что нужно», – настраивает педагогов Роза.
«Уроки физкультуры в наших школах ориентированы на образовательно-воспитательную работу, а за рубежом – на здоровье», - рассуждает Роза. «Заниматься физкультурой нужно также как чистить зубы: регулярно, это должно войти в привычку», - добавляет Елена. Они говорят о том, что учителям физкультуры нужно следить за осанкой своих учеников: процесс формирования осанки происходит с 6 до17 лет, и после позвоночник исправить уже невозможно. Говорят и о сердечно-сосудистой системе: не заставляйте детей в возрасте до 9 лет бегать кроссы, будет правильнее проводить эстафеты, так кардионагрузка устаивается легче. Во время урока обязательно нужно следить за частотой сердечных сокращений.
Вопрос из зала:
— А можно ли заниматься спортом, если у тебя грыжа?
— Можно я отвечу? – кричит другой тренер. – У меня была грыжа. Мне советовали ее оперировать, но потом я встретил одного китайца, он сказал, что грыжу нужно испугать – нагружать ее, я начал поднимать тяжести и мне помогло.
— В острый период заниматься физическими упражнениями нельзя, - объясняет Елена Кун. – А если грыжа находится в покое, то можно. Но лучше работать с собственным весом.
После этого начинаются практические занятия. Под энергичную, латино-американскую музыку Роза показывает Зумбу – танцевальную финтес-программу, возникшую 14 лет назад. Учителя физкультуры пытаются выполнить движения, получается не очень слаженно, но зато весело. Это один из видов разминки и она делает чудо: расслабляет этих простых, собранных и закрытых людей, они танцуют и смеются. Словно внутреннее противостояние, ожидание скучного урока проходит.
После этого физруки на практике изучают виды разминок, делают упражнения на растяжку, учатся правильной технике бега – «Ни в коем случае нельзя бежать с пятки! И ни в коем случае не бегать в чешках!» Елена Кун показывает, как правильно делать планку и отжимания: «Детям с серьезными проблемами со зрением следует исключать фазу натуживания. Нужно сокращать амплитуду отжиманий за счет повышения платформы».
Педагоги все старательно записывают в тетрадки. В конце дня им дают задание назавтра — показать аэробную разминку и изучить работу мышц. На следующий день преподавателей чуть меньше – возможно, сказалось то, что было воскресенье, но зато пришли те, кто действительно заинтересовался тренингом. Глаза горели, а вопросов к тренерам стало еще больше.
Елена и Роза продемонстрировали, как использовать для упражнений мяч, скакалки, и подручные вещи – например, полулитровые бутылки с водой вполне могут заменить гантели. Вместе с учителями физкультуры позанимались упражнениями на растяжку. Елена рассказала о правильном питании, и о том, что учитель обязательно должен интересоваться тем, как питается ученик: ни в коем случае нельзя тренироваться на голодный желудок. Самое горячее обсуждение вызвал вопрос о воде: стоит ли ее пить во время урока. Елена убеждает учителей в том, что это просто необходимо, иначе у ребенка будет обезвоживание. Преподаватели спорят: за 45 минут ничего страшного не случится, а иначе дети будут все время бегать за водой. Елена советует поговорить с родителями – чтобы в день, когда в расписании есть урок физкультуры, они клали в рюкзак бутылочку с водой.
Учителя рассказывают, что обычно температура в зале 8-11 градусов и спрашивают, как это сказывается на интенсивных занятиях. Елена разводит руками: «Это холодно, в таких условиях нельзя заниматься. Убедите директоров повышать температуру».
Учителя физкультуры Сарыобинской школы Ербола Букина обычно все зовут по фамилии и при знакомстве всегда вспоминают про сериал «Счастливы вместе». Ербол родился в Сарыобе, окончил эту школу и рассказывает, что «менялось все, кроме резинового пола в спортзале». В этом году резину наконец убрали — компания Coca-Cola оплатила новый красивый пол из специального покрытия. Во время тренингов его заботливо мыли два раза в день. Здесь с 24 августа у Ербола начинаются уроки — он будет тренировать волейбольную команду. Девчачью.
Ербол Букин: «У нас в школе больше всего девочек. Например, в одном классе 13 девочек и один мальчик. Поэтому важно сделать упор на девочек, думаю, мне пригодятся аэробные нагрузки, упражнения на растяжку. Мне понравились упражнения на брюшной пресс. Я прежде заставлял учеников качать пресс, теперь понимаю, что делал это неправильно, как и приседания. Знаете, у нас раньше ничего не было, давали по два мяча раз в три года. А тут все появилось сразу: степы, скакалки, обручи, мячи. В первый раз нам вообще дали в спортзал что-то».
Вячеслав Савватиев, учитель физкультуры из Вячеславской школы:
— Понравилась аэробная разминка, силовые и легкоатлетические упражнения. Конечно, нам дали немного, потому что и времени мало, и народу много. Для детей младшего и среднего возраста хочется уже применить аэробные разминки под музыку. Теперь нужно отрабатывать движения, чтобы я их знал автоматически и не путался. Физически на тренинге было тяжело, когда мы делали силовые упражнения. На курсах у нас практики почти не дают, а если дают, то мы просто смотрим, а не участвуем, а здесь и рассказали, и показали. И мы сами через себя смогли прочувствовать — что и как. Хотелось бы посещать такие тренинги хотя бы раз в год.
Муратбек Пшембаев, учитель физкультуры школы села Волгодоновка:
— Я благодарен всем ребятам, что сегодня присутствуют – а это все школы. Большое спасибо тренерам, Coca-Cola! Я узнал много нового: какие мышцы работают при каких нагрузках, где что надо применить, что доступно для школьников. Это мы обязательно передадим ребятам. Много полезного узнал по легкой атлетике: про бег и прыжки. Я прежде слышал про зумбу, но никогда ею не занимался. Во время практических занятий понял, что самое сложное – попасть в ритм. У меня в этом году будут начальные классы, поэтому постараюсь сделать для них упражнения под музыку.
Татьяна Евгеньевна из школы села Анар признается, что у них никогда не было тренеров такого уровня:
— Нам показали много интересных упражнений, например, вот мяч дали и получился целый комплекс упражнений с мячом. Мы сами выполняли силовые упражнения, устали, но потом был такой подъем! Было бы замечательно, если бы чаще проводили такие тренинги, за один раз сложно все выучить. Например, вчера Роза показывала зумбу, очень интересно, но если бы мы каждое упражнение по несколько раз проработали, нам удалось бы лучше запомнить движения. На своих уроках я применяю более традиционную форму разминки – ритмическую гимнастику, теперь хочу ввести зумбу, упражнения с мечами, со скакалками. Теперь мы знаем, что можно добавить любой предмет и сделать комплекс упражнений. Для детей это будет что-то интересное. Смотрите, казалось бы, мужчину сложно заставить просто так танцевать! А наши учителя физкультуры с удовольствием танцуют зумбу, принимают участие, проявляют какую-то инициативу, придумывают занятия. Хотя сперва, мы, конечно, растерялись, но потом начали повторять движения. Думаю, что каждый из тренеров взял в этом тренинге что-то свое. У меня уже появились мысли по первой четверти: вот это сделаю по легкой атлетике, вот это по разминке. Coca-Cola дала нам фитбол мячи и думаю, мы с девочками начнем с их помощью тренироваться. От учениц часто звучат вопросы: а как убрать животик, как убрать бока, как накачать мышцы, а тут, на тренинге выяснилось, что мы работу мышц совсем плохо знаем.
Елена Кун и Роза Алдонгарова впервые проводили тренинг для школьных учителей и признаются, что это был интересный опыт.
— Перед нами была поставлена задача – поднять спортивный дух учителей физкультуры, чтобы они были более замотивированы, чтобы в их уроки вдохнуть новую жизнь, чтобы они могли применять новые знания, чтобы детям было максимально интересно заниматься, чтобы спорт стал привычкой, которую бы они дальше понесли во взрослую жизнь, — говорит Елена. — Мы в первую очередь ориентировались на то, чтобы это было ново и интересно для детей и учителей. Здесь абсолютный минимум инвентаря, и комплекс упражнений мы разрабатывали исходя из этого. Первый день учителя были несколько пассивны, во второй день они уже включились, им стало интересно. Видимо, они ожидали, что будет как обычно – а, ну ладно, неинтересный какой-то тренинг, а потом на второй день было видно, что они включились в работу, у них появился блеск в глазах, им стало интересно. А когда есть отдача от зала, нам самим интересно работать. Но два дня это мало, по-хорошему им еще надо прочитать курс физиологии, систему энергообеспечения организма, еще раз пройдись по всем мышцам более детально, потому что я давала самый минимум. Я надеюсь, что сейчас они получили какой-то толчок, заряд, и что они будут дальше развиваться.