В начале весны художник Паша Кас начал путешествие по территории Казахстана. Первая экологическая арт-работа и манифест Паши Каса «Пляшем», сделанная в рамках этого путешествия в Темиртау, вызвала значительный общественный резонанс и в итоге стала причиной высадки пятисот деревьев, что частично нейтрализует влияние вредных производств в городе. Художник Паша Кас продолжает свое путешествие по Казахстану. В некоторых точках страны алматинский стрит-артист готовит художественные стрит-арт работы. Публицист Тимур Нусимбеков вторую неделю путешествует с алматинским художником и ведет путевой дневник. Vласть публикует новую часть путевых заметок и несколько фотоснимков из путешествия.
Прошло шестнадцать дней и пятнадцать ночей. Позади около четырех тысяч миль степных, горных и пустынных дорог Центрального, Северного и Восточного Казахстана. Мы преодолеваем эти расстояния в купе и плацкартах старых поездов или в чреве полуживых «Нив», «Тойот», «Уазиков» и «Нисанов».
Мы переплыли несколько рек и водоемов. Некоторые источники узки настолько, что их можно преодолеть в три-четыре шага, а другие воды так широки что потребуется полчаса, чтобы судно перекинуло якорь с западного берега на восточный.
В среднем в день наша небольшая группа преодолевает по 300-400 километров. Бывали сутки, когда мы одолевали сухопутно-водным транспортом по 800-1000 километров, - на попутках, поездах и паромах.
По дороге мы встречаем массу интересных персонажей: проводников поездов, молодого ученого-зоолога, гуттаперчевых бибоев, горных егерей, полевых исследователей, чабанов-кентавров, граффитистов, полу-браконьеров, а также разных представителей гопнической культуры Казахстана. Некоторые из тех, кого мы встречаем в пути знакомы с творчеством алматинского стрит-артиста и в такие моменты, узнав художника Пашу Каса, нам открывают неизвестные уголки этих мест, угощают чаем, едой и историями.
Несколько дней мы проводим в маленьком алтайском ауле. Там мы почти не говорили, и это влияние скорее не дорожной усталости, а сокрушительного величия пейзажей и ритма горных рек, - мощного, чистого и мерного как речитатив рэпперов старой школы. У некоторых местных жителей лица так загорелы, а кожа настолько обветренна и груба, что кажется, если об нее чиркнуть спичкой, то спичка мгновенно зажжется. Эти люди едят мясо с ножа, одеты в помесь альпинистских костюмов с военным камуфляжем и передвигаются на внедорожниках, мотоциклах «ИЖ» и лошадях. Каждый из них смог бы без проблем пройти кастинг в армию Чингисхана или в фильм «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньяритту.
Эти люди вежливо интересуются у Паши Каса про прокол в его ухе и как он называется. Паша вежливо отвечает, что этот тип называется «тоннель» или «плаг» (прим. ред. - от англ plug - «затычка»). «Не больно?» - спрашивают они. «Нет» - отвечает Паша. Все улыбаются.
От недосыпания, частых переездов и аскетичных условий - мы все успели переболеть и получить опыт по снижению высокой температуры в полевых условиях. Также мы научились радоваться неожиданным и важным вещам. Например, теплому клочку пространства, где уместится коремат, рюкзак и спальный мешок, или когда в горном жилище не протекает крыша, есть печка и достаточно дров, или паре конфет обнаруженным на дне пыльной дорожной сумки.
В дороге мы по-прежнему слушаем группу «Кино», иногда Massive Attack и Nirvana. Но чаще мы слышим живой многослойный микс, где замешан бит поездов, крики чаек, бакланов и погонщиков скота, рев домашних и диких животных, низкий бас степных ветров и этот тихий отчаянный стон маленьких городов-призраков, полугородов-полупризраков.
За эти две недели мы видели самые разные пейзажи. Самые красивые и самые ужасающие точки Казахстана. Мы успели израсходовать несколько пар рабочих перчаток и одни резиновые сапоги, успели увидеть несколько копипэйстов Байтерека, несколько сотен одинаковых пыльных баннеров, рекламирующих Экспо и культ личности.
Вчера в Степи был жаркий день без прохлады и ветра, а мы вновь оказались в чреве поезда несущегося через обезвоженное пространство. К ночи мы доехали до пункта назначения. Но там мы узнаем, что в прекрасный и многострадальный Иртыш попало несколько тонн отходов с одного из хранилищ «Казцинка» в Восточном Казахстане. Поэтому эти жаркие степные часы мы коротаем без воды для умывания и чая.
В сумке Паши Каса - респиратор, рабочие перчатки, пленочный аппарат «Киев-60», несколько баллончиков с краской, шариковая ручка muji с красной пастой, карандаш и тонкая стопка белой бумаги формата а-4. Паша постоянно что-то фиксирует красной пастой на этих белых листах. Это красно-белое «что-то» будет перекочевывать на стены в разных точках степной страны. А сейчас мы идем искать чистую питьевую воду. По пути Паша Кас будет искать чистые, пока еще немые стены. Продолжение истории завтра.
«Всем мир, пацаны» - как сказал нам вчера какой-то незнакомец.