В 2015 году по программе «Нурлы жол» дочерней организацией холдинга «Байтерек» АО «Казахстанская ипотечная компания» было выдано более семи тысяч квартир в Казахстане. Одну из них получила семья Кадировой Камшат. Долгое время она с мужем и детьми жила в общежитии университета, где преподавала. Еще какое-то время они жили в арендных квартирах. Более 20 лет Камшат не ощущала себя «как дома», пока не получила жилье по госпрограмме.
Камшат Кадирова, 37 лет, родилась в Узбекистане. В 1995 году она переехала в Алматы, поступила в Казахский национальный технический университет им. Сатпаева. После окончания начала работать в Казахском национальном аграрном университете, где познакомилась со своим будущим мужем Максатом, аспирантом из Шымкента. Около 5-6 лет они жили в общежитии, позже снимали квартиры, но все они были далеко от работы.
«Общежитие есть общежитие, - рассказывает Камшат. - Каждый день уведомления дают, что студенты должны жить, а не сотрудники. Нехорошо, неприятно. Жили, как студенты. Тесно, 15 квадратов. Туалет и душ общие. Кухня, спальная, зал – это одна комната в 19 квадратов. У нас тогда уже трое детей было. Когда третий родился, решили снимать квартиру. Еще арендовали двухэтажный дачный домик, далеко и дороговато. Аренда стоила 40-50 тысяч тенге, квадратура маленькая».
8 лет назад Камшат встала в очередь на квартиру, как работник бюджетной организации. Они уже и не верили, что когда-нибудь очередь дойдет и до них.
«Нам говорили, что без взятки не получится, что лучше накопить деньги на участок для дома, - говорит женщина. - Но это тоже дорого, как и строительство. Документы сдали – с нас не убудет. Каждый год к начальнику департамента жилья ходила на прием, каждые 6 месяцев. Спрашивала, писала. Когда мы только подали документы, мы были 2013-ые в списке. Потом 85-ые, 74-ые и получили».
Сейчас у семьи Кадировых трое детей, они в ожидании четвертого. Вот-вот Камшат должна родить девочку, имя ей еще не придумали. Завести еще одного ребенка они решили, когда переехали в свою квартиру. Настоящий дом.
«Мы были на седьмом небе, когда узнали, что получаем квартиру. Словами не описать, - вспоминает Камшат. - Были очень-очень рады. Дети не поверили, говорили: «Это наш дом что ли? Точно?» Прыгали, бегали. Каждый день спрашивали: «Точно наша?».
Сначала Камшат и Максат думали отказаться от квартиры, «дорого» - считали они. Но позже пришли к выводу, что лучше иметь свой дом, а не платить почти те же деньги «чужим людям».
«Выплачиваем аренду, через 5 лет уже можно будет выкупить. Месяц аренды – 90 тысяч, квартплата выходит 15-20 тысяч зимой, сейчас 10-12, - говорит Камшат. - Уже чувствуемся себя как дома, с первого дня этого чувства не было, не поверили, что это наш дом. Потом привыкли. Сейчас кажется, что мы тут не первый год. Хотя заселились мы 1 августа прошлого года».
«Когда заехали, тут было пусто, чисто, ремонт хороший. Первый месяц мы ночами не спали, думали, как обустроить квартиру. Мы в банке накопили деньги и купили мебель. Сейчас у нас мама с сестрой гостят. Вообще гости теперь каждый день приходят. Когда в общежитии жили, не было такой возможности, - с легкой улыбкой рассказывает Камшат. - А сейчас каждый день гости. Новоселье неделю отмечали, всех родственников, всех знакомых приглашали. По 30-40 человек звали».
Вложений понадобилось не много, только мебель купить. Камшат это было в удовольствие. «Даже в Китай я ездила, в Хоргос. Сама выбирала, и знакомые там все продавцы уже. Там дешевле и качество хорошее. С удовольствием ходила, люблю ходить по магазинам, сейчас только трудновато», - смеется Камшат, держа руку на животе.
Первые 6 месяцев никто в дом не заселялся, Кадировы жили одни. В мае в соседнюю квартиру заехали, потом многих переселили из накренившегося дома в микрорайоне Алгабас. «Соседи у нас хорошие, музыканты есть. Гитарист в 99, внизу пианистка. Музыкальный дом», - смеется Камшат.
Дети ходят в 141 школу, что находится в 2-3 остановках от дома. Утром их отвозит отец, а с занятий забирает мама. По словам Камшат, ей нравится быть мамой: «Мне нравится быть мамой, домохозяйкой. Лучше с детьми сидеть. Им тоже нравится, когда я дома с ними занимаюсь уроками. Дети хорошо учатся, только сын на четверки. Старшая дочка учится в 92 лицее, далековато. Мы же раньше там жили на Абая Сейфуллина. Поэтому туда отдали, хочется перевести сейчас поближе».
В декрет Камшат вышла в июле, сейчас она на 39 неделе беременности. Все в семье ждут «сигнал». Как рассказала женщина, район оказался спокойным. Она не боится отпускать детей гулять во двор, тем более, что детская площадка ограждена от машин.
«Мне нравился район центра, но общежитие есть общежитие. Без квартиры все не так, деньги за аренду уходили, а сейчас на выкуп идут. Тогда не хотелось возвращаться домой после работы, - вспоминает Камшат. - Возвращаться нужно было не позднее 11, двери закрывали, нужно было стучаться. Вахтерша откроет, конечно. Но столько слов потом о себе услышишь. Старались возвращаться раньше, но мужу трудно было. Он работает водителем в строительной компании, по работе ночью вызывали, заранее предупреждали вахтершу. Но так один раз спросишь, второй – уже неудобно. К детям плохое отношение было. «Не орите, не бегайте». Говорила им дома сидеть, телевизор смотреть. С работы выходила, готовила, убиралась и спать ложилась. Утром все на работу и в школу. Такой режим был. А сейчас выходим когда ходим, детей не страшно отпускать. Соседи хорошие».
«Чувство дома было только в Узбекистане, и вот вернулось в своей квартире, спустя 20 лет, - улыбается женщина. - Сейчас дома сижу, с гостями. Готовить приятнее. Моя комната – это кухня. С утра до вечера я на кухне. Бешпармак люблю готовить, самое легкое блюдо, мясо поставила, спать пошла. Встаешь, все уже готово».