Дмитрий Мазоренко, Vласть, фотография Жанары Каримовой
Комитет государственных доходов планирует повысить налоговую ставку на добычу 1 куб. м. подземной воды для недропользователей до 1 МРП, что увеличит ее практически в 200 раз по сравнению с нынешней. В результате, сумма налога превысит себестоимость добываемой воды в 70-80 раз, увеличит издержки и стоимость конечной продукции, а также вынудит большинство участников рынка безалкогольных напитков закрыть производство, рассказала корреспонденту Vласти Алия Мамытбаева, директор ассоциации производителей безалкогольных напитков.
По словам Мамытбаевой, возникновение этой проблемы было вызвано различными подходами производителей и комитета госдоходов к вычислению налоговой базы. Подход, который применяли налоговые органы, определял, что НДПИ должен был считаться на основе конечной реализации подземной воды. Производители же долгое время считают эту ставку на основе фактической себестоимости добытой воды.
«Это означает, что налоговый орган приравнивает добытую воду к готовым товарным продуктам. Чтобы это действительно был готовый товарный продукт, существует масса требований. В том числе необходимо соответствовать законодательству – техническим регламентам безопасности пищевой продукции и единым санитарным нормам. Помимо того, что производитель несет расходы для добычи воды из источника, оформляя множество разрешительных документов, появляется еще масса расходов, связанных с изготовлением конечного товарного продукта - это дополнительные меры по обеззараживанию, отчистке, промывке оборудования и т. д.», - объяснила Мамытбаева.
Она также утверждает, что налоговая ставка была установлена исходя из расчетов результативности крупных компаний, причем только одной из них. Сегодня рынок состоит из 70 участников, лишь 4% которых – крупные компании. «Когда мы попросили дать другие расчеты, они показали другую компанию, которая только-только заходит на этот рынок. Они ссылались на то, что она готова платить по требуемой ставке. Но они должны понимать, что это новая компания, они пока не получили никаких прибылей, никаких результатов у них нет. Сейчас налоговый орган требует пересчета ранее уплаченных каждой компанией налогов в среднем за последние 5 лет», - отмечает Мамытбаева.
Налоговые органы проявили желание ввести налог относительно недавно и сегодня делают это в срочном порядке. Мера реализуется в рамках 5 институциональных реформ Казахстана и 100 конкретных шагов президента по их достижению. Ранее комитет госдоходов не предъявлял никаких заявлений о нарушении законодательства. «Если ставка поднимется, то вполне можно говорить об исчезновении в стране рынка безалкогольных напитков», - опасается руководитель профильной ассоциации.
В целом, разговор о допущении изменения ставки начался около года назад. Тогда ассоциация и участники рынка стали собирать доказательную базу, которая подтверждала, что они производят конкретные расчеты. «У нас есть даже письма от генеральной прокуратуры и министерства по инвестициям и развитию, которые поддерживают нашу позицию», - утверждает Мамытбаева.
По информации ассоциации, несколько лет назад аналогичная ситуация возникла в Российской Федерации, где действуют нормы налогового кодекса, практически идентичные казахстанским. Аналогичный вопрос рассматривался в Верховном суде России, который подтвердил справедливость позиции производителей и незаконность требований налоговых органов.
«У нас сегодня был разговор с налоговыми органами, и он ни к чему не привел. Нас не слышат. Мы предлагаем свою ставку, которая позволит предприятиям МСБ как-то существовать на этом рынке. Некоторым игрокам, к сожалению, все равно придется уйти, но хотя бы не всему рынку сразу», - заключила она.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.