В космосе Аимбетов изучал ледники и «кулоновский кристалл»

Саяжан Каукенова, Vласть, Астана, фотография Жанары Каримовой

Жумабек Жантаев, президент Национального центра космических технологий аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию рассказал о экспериментах казахстанского космонавта.

По словам Жантаева, программа, которую выполнял Аимбетов, состояла «из восьми экспериментов и двух так называемых пропагандистских»:

— О результатах пока еще рано говорить, потому что там был проведен ряд научных экспериментов, которые необходимо обработать на земле. Они были посвящены четырем научно-исследовательским направлениям. Был проведен эксперимент под общим названием «Ураган» — мониторинг территорий из борта космического аппарата, изучались ледники в Восточном Казахстане, изучение скорости их таяния позволит сделать заключения о состоянии климата на территории страны. С другой стороны, был проведен мониторинг трубопроводных линий для транспортировки углеводородов. Это области шельфовой зоны, где имеется ряд достаточно больших законсервированных скважин.

Кроме того, Жантаев рассказал, что изучался Арал, и был проведен геофизический эксперимент по наблюдению за грозовой активностью в верхней атмосфере, что связано с возможным влиянием на космические аппараты и на бортовое оборудование. «На борту МКС был проведен так называемый эксперимент «кулоновский кристалл», когда только в невесомости можно получить эту плазму. Это для нас достаточно интересный физический эксперимент.
Был ряд экспериментов, связанных с биомедициной. Это изучение влияния гамма-излучений на состояние космонавта в невесомости. Был достаточно интересный эксперимент по питанию на борту в космосе, разработанный казахстанскими учеными.

«После научных выводов, которые будут сделаны уже на земле, пойдут практические вещи в биомедицине, тот самый «кулоновский кристалл», возможно, будет одним из шагов вперед по созданию новых материалов. Изучение грозовой активности полезно тем, что, возможно, будут разработаны новые безопасные материалы для бортового оборудования, что обеспечит безопасность самого корабля», — заключил Жумабек Жантаев.


Свежее из этой рубрики