Правительство намерено значительно расширить сферу деятельности института государственно-частного партнерства. Такие нормы содержатся в проекте закона «О государственно-частном партнерстве», рассмотренном в среду на пленарном заседании мажилиса.
"Мы решили что ГЧП должно участвовать во всех сферах, где есть экономическая активность", - заявил, выступая перед депутатами, министр национальной экономики Ерболат Досаев.
Законопроектом предлагается: урегулирование круга участников и сфер применения ГЧП; расширение контрактных форм ГЧП; урегулирование вопросов институционального ГЧП; определение структуры договоров ГЧП;Ивнедрение частной финансовой инициативы; определение форм участия субъектов квазигосударственного сектора в ГЧП проектах.
Министр подчеркнул, что наряду с базовыми сферами, такими как образование, здравоохранение и строительство автодорог, законопроект предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики. Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом главы государства (например, особо охраняемые природные территории, водохозяйственные сооружения (плотины, гидроузлы), имеющие особое стратегическое значение и другие).
Также предполагается существенно расширить контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ГЧП в инновациях), сервисных контрактов и лизинговых механизмов.
Проектом закона определяются механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частным партнерами для реализации проекта.
Компания ГЧП (совместное предприятие, SPV) обладает специальной правоспособностью и может осуществлять лишь деятельность, направленную на реализацию проекта ГЧП. Компания ГЧП создается на срок реализации проекта ГЧП, после чего подлежит ликвидации, если иное не предусмотрено договором ГЧП.
Институциональное ГЧП направлено на привлечение прямых инвестиций через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству.
Кроме того, наряду с применяемыми одно- и двухэтапными конкурсами, законопроектом предполагается внедрение новых механизмов определения частного партнера, таких как заключение договора ГЧП путем прямых переговоров и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам ГЧП. Глава минэкономики уточнил, что заключение договора ГЧП путем прямых переговоров, будет осуществляться при наличии у частного партнера готового объекта для реализации на его базе проекта ГЧП. Частный партнер вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор.
Законопроектом предусматривается четкое определение форм участия субъектов ГЧП: государства, частного сектора и квазигосударственных юридических лиц (АО, ТОО с государственным участием) в проектах ГЧП.
Так, государство выделяет земельные участки под проект ГЧП, осуществляет государственную поддержку и выплаты (в т.ч. вхождение в уставный капитал), обеспечивает инженерной инфраструктурой, передает объекты государственной собственности в пользование/управление. Частный сектор осуществляет финансирование проектов ГЧП, управление проектами ГЧП, проектирование объектов ГЧП, передачу имущества, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, непосредственное создание (реконструкцию) и (или)эксплуатацию объектов ГЧП, участие в создании и деятельности юридических лиц, реализующих проекты ГЧП.
Квазигосударственный сектор участвует в создании компании ГЧП, передает имущество, финансирует проекты ГЧП, оказывает сервисную поддержку проектов ГЧП, предоставляет услуги технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон, участвует в создании научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров.
Предусмотрены также меры господдержки для всех проектов, реализуемым на основе ГЧП. В их числе - субсидии,компенсация инвестиционных затрат;компенсация операционных затрат;вознаграждение за управление;плата за доступность;поручительства государства по инфраструктурным облигациям;государственные гарантии по займам;передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;предоставление натурных грантов;софинансирование проектов ГЧП;гарантия потребления государством.
"Принятие закона о ГЧП позволит обеспечить эффективное выполнение государственных обязательств, не наращивая бюджетные расходы и долю государственного сектора в экономике", - уверен министр.
Депутаты же заинтересовало использование института ГЧП в социальном секторе, в первую очередь, в строительстве социальных объектов. В условиях кризиса, предположили мажилисмены, вряд ли бизнес будет гореть желанием строить детские сады. Однако министр с ними не согласился: "В условиях нехватки бюджетных инвестиций, наоборот, мы считаем, что именно государственно-частное партнерство является одним из лучших способов решением проблем в социальной сфере. Как показывает практика, в условиях, когда у нас были достаточно большие вложения бюджета, то у нас ни регионы, ни центральные органы не очень интересовались развитием самого государственно-частного партнерства. Сегодня мы заложили нормы, что частный бизнес будет иметь право инициировать создание такого ГЧП".
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.