Авиакомпания Bek Air направила заявление в суд с требованием отменить недавно принятую норму, которая обязует авиакомпании, совершающие внутренние регулярные рейсы, получать сертификат аудита IOSA. Однако председатель совета директоров компании также заявил, что перевозчик готов его получить, если требование будет принято на всех уровнях законодательства.
С 1 января 2016 года вступила в силу норма правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок, в соответствии с которой авиакомпании должны иметь международный сертификат аудита IOSA. Аудитом и выдачей сертификатов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Обсуждение этой нормы началось еще в 2012 году, после либерализации рынка внутренних перевозок. В декабре казахстанская авиакомпания Bek Air заявила, что нововведение может остановить её работу.
«Авиакомпания Bek Air считает, что эта норма не соответствует закону Республики Казахстан об использовании воздушного пространства и другим неправительственным актам. <…> Требования комитета гражданской авиации об обязательном наличии сертификата IOSA для выполнения регулярных рейсов неправомерны без внедрения стандартов IOSA в национальном законодательстве Казахстана и подлежат отмене», - заявил на пресс-конференции в понедельник Нурлан Жумасултанов, председатель совета директоров Bek Air.
По его словам, инспекцию и сертификацию соответствия авиакомпаний национальным стандартам в Казахстане проводит комитет гражданской авиации. Нарушение требований сертификатов обычно чревато остановкой деятельности авиакомпании. При этом наличие или отсутствие сертификата IOSA ранее не отражалось на работе компании, и не предполагало какой-либо ответственности. Компания Bek Air получила очередной сертификат 24 декабря 2015, сроком на 2 года, и до конца 2017 может работать без каких-либо ограничений. Однако по окончанию действия казахстанского сертификата проблема снова станет актуальной.
Жамсултанов подчеркивает, что, несмотря на дороговизну всего процесса аудита, компания готова его пройти, если требование будет закреплено на всех уровнях законодательства. На это потребуется время и большая подготовка, но это не увеличит стоимость тарифов. Впрочем, он отмечает, что процедура сертификации казахстанских авиакомпаний основывается на требованиях Международной организации гражданской авиации, 80% норм которых аналогичны IOSA. Более того, он убежден, что сертификат IOSA – не гарантия того, что с самолетом не может что-либо произойти. В целом, стоимость сертификата составляет 60 тыс. долларов. Для прохождения процедуры аудита и получения консалтинговой поддержки компания должна будет заплатить 1,5 млн. долларов.
Представитель авиаперевозчика опровергает распространенное мнение, что Bek Air не будет проходить аудит из-за проблем с безопасностью полетов. «Для всех самолетов не существует понятия возраста, есть понятие ресурса. Если говорить о наших Фокерах, то их ресурс – 90 тыс. посадок. Сейчас на них израсходовано около 40 тыс., а в запасе еще 50 тыс. посадок. <…> По запасным частям проблем также нет. Фокер уже не выпускает самолеты, но подразделения послепродажного обслуживания работают, бюллетени и рекомендации по доработке деталей бортов продолжают выпускаться, а запасные части поставляются к нам в течение 24 часов», - разъяснил он.
Компания Bek Air подала заявление в специализированный межрайонный суд города Астаны, с требованием отклонить норму обязательного получения сертификата IOSA. Первое заседание должно было состояться 29 декабря, однако из-за погодных условий его перенесли и должны провести в ближайшее время.
«Комитет гражданской ассоциации недавно опубликовал пресс-релиз о том, что не будет останавливать рейсы компании Bek Air и других перевозчиков, которые не имеют аудит IOSA. На следующий день меня пригласили в парламент, и я сказал, что решение пока не останавливать нашу деятельность (до конца 2017 года - V) – не решение проблемы, это откладывание её в долгий ящик. Поэтому мы не будем отзывать заявление, пока вопрос не будет решен полностью», - подчеркнул он.
Жамсултанов предположил, что отстаивание необходимости аудита комитетом гражданской авиации намекает на «лоббирование интересов международной организации ИАТА» и «отсутствие реальной национальной программы обеспечения безопасности полетов».
Серик Боранбаев, бывший заместитель министра транспорта и председатель комитета гражданской авиации подчеркнул, что принятая поправка действительно может нанести большой урон компании Bek Air, создать дефицит самолетов, увеличить тарифы и осложнить ситуацию на рынке внутренних перевозок. «Её принятие связано с тем, чтобы убрать конкурентов с рынка. <…> Чтобы дать больший простор «Эйр Астане» и новой авиакомпании «Qazaq Air». И нет ли тут еще и коррупционных вопросов? Но это уже не наше дело, это дело правоохранительных органов, может быть», - выразил он свое мнение.
Юрист Альберт Джазыбаев не считает, что введение поправки стоит связывать с корыстными целями, включая выживание Bek Air с рынка внутренних авиаперевозок. «Я думаю, основная цель была как можно быстрее соответствовать международным требованиям по полетам в Европу. Но, как и всегда, у нас есть моменты, когда нормативные документы не проходят через открытые публичные слушания в отрасли и госорганах», - пояснил он.
Джазыбаев подчеркивает, что во всем мире есть авиакомпании лоу-костеры, и Bek Air причисляет себя к ним: «При этом такие компании, как Easy Jet и Ryanair, которые летают в Европе, не имеют сертификата IOSA, однако по размерам, оборотам и пассажиропотоку они занимают ведущие места в мире. В этом плане каждая компания имеет право идти по своему пути. Основное требование со стороны государства – соблюдение безопасности полетов».
Компания Bek Air по итогам 2015 года занимала почти 25% рынка внутренних перевозок. В 2015 году компания перевезла более 750 тыс. пассажиров, осуществив по 30-35 рейсов ежедневно.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.