Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», который депутаты мажилиса одобрили в первом чтении в среду н пленарном заседании, необходимо серьезно дорабатывать. Судя по количеству заданных вопросов, которые пока не находят ответы, спикер палаты Нурлан Нигматулин, назвал работу этой сферы хаосом и разноголосым хором, который не имеет дирижера. Поэтому, ко второму чтению документ будет значительно дорабатываться.
Например, депутат Айгуль Нуркина подняла вопрос, что в действующем законах «О рекламе» и «О автомобильных дорогах», а также рассматриваемым законопроектом в числе органов, который выдает разрешительные документы на размещение наружной рекламы значится и национальный оператор по управлению автомобильными дорогами в лице АО «КазАвтоЖол». Между тем, в соответствии с законом «О разрешениях и уведомлениях» разрешающий документ должен выдаваться только государственным органом. В этой связи у депутата вызывает недоумение факт того, как «КазАвтоЖол», являясь субъектом квазигосударственного сектора, выполняет функции государственного органа.
«Почему в нарушении действия действующего законодательства именно «КазАвтоЖол» выдает разрешающие документы и как вообще «КазАвтоЖол» определять целесообразность размещения того или иного контента рекламы. Отражено ли это в квалификационных требованиях сотрудников? Не считаете ли вы, что ситуацию необходимо изменить данный порядок?», - обратилась она к министру национальной экономики Тимуру Сулейменову.
По словам министра, согласно действующего закона, «КазАвтоЖол» выдает разрешение на рекламу в полосе дорог республиканского и международного значения.
«Мы знаем об этой проблематике, то есть не состыковки нынешнего закона «О рекламе», который дает такое право и закон «О разрешениях и уведомлениях». Мы предлагаем до второго чтения это право у «КазАвтожола», как у субъекта квазигосударственного сектора забрать и предоставить право выдавать разрешения и в целом регулировать взаимоотношения по рекламе по международным дорогам и дорогам республиканского значения, которые проходят через область, именно областному исполнительному органу. В этой связи мне кажется крайне необходимым данный пробел поправить. И я в этом отношении согласен», - сказал Сулейменов.
«Вы очень корректны, конечно, - смешался в диалог Нигматулин. – Но, по большому счету, это нарушение закона «О выдаче разрешительных документов». В законе идет прямой отсыл - разрешительные документы может выдавать только государственный орган и больше никто. По большому счету все что выдано сейчас представителями квазигосударственного сектора - это все незаконно. Согласитесь?».
Министр согласился.
«Почему тогда эту норму дали туда?, - не унимался спикер. - Как можно было утверждать такое положение? Пожалуйста, вице-министр Роман Васильевич Скляр. Как вас занесло туда, дорожников, на эту тему? Что вам там делать - утверждать эскизы? Вам бы дорогу построить в те климатические времена, которые вам отводятся, успеть. Я попросил председателя комитета Гульнар Мустахимовну принести мне, мне принесли целую папку приказов разных всех ваших подразделений областных. Кто на что горазд. Эскизы утверждает.
Вот у нас и появляются такие билборды «Берлога» - и идет поворот на районный центр в сторону акимата, «Сауна». Кто это все утверждает? «КазАвтоЖол»?. Зачем вам это нужно?».
Роман Скляр напомнил, что до 2013 года разрешения выдавали территориальные подразделения Комитета автомобильных дорог, которые после проведенной в автомобильно-дорожной отрасли реформы образовались филиалы «КазАвтоЖола» в областях.
«Против поправки мы не возражаем, предлагаем передать эту функцию местных исполнительных органов, чтобы они выдавали разрешения и в полосе отходов республиканских автомобильных дорог», - быстро согласился вице-министр.
«Надзорным органам надо было бы и власть употребить и в отношении, кто эту норму внес и утверждал, и в отношении того, кто все эти годы исполнял. Каждый должен заниматься своим делом», - возмутился Нигматулин.
В целом, по его словам, характер и ход обсуждения данного законопроекта показывают очень большую значимость рассматриваемого вопроса. Текущую ситуацию в сфере наружной рекламы иначе как хаосом, говорит спикер, не назовешь.
«Сегодня надо признать, что у нас нет единой политики регулирования рекламного рынка, нет единой политики регулирования рекламной деятельности. Это создает сложности как для государства, так и для субъектов бизнеса, который работает в этой сфере. Все работают в разнобой. Вот смотрите, размещение рекламы сегодня регулируется 17-ю нормативным актами, некоторые противоречат друг другу. Причем, в каждом регионе местные исполнительный органы, каждый по-своему трактует эти правила», - подчеркнул он.
Элементарно, по его словам, налоговые службы не учитывают разницу между элементарным led-экраном и единственным билбордом, взимая за них одинаковую плату.
«Мы сегодня слышали, вице-министр финансов говорит, нам такие правила установили, министр национальной экономики понял сегодня, разобрался, и будем надеяться, что уже как разработчики, внесут предложение, вместе с нами посмотрим, что здесь можно подправить», - выразил надежду Нигматулин.
По мнению спикера, необходимо сделать четкую, единую правоприменительную практику в отношении платежей по рекламе, по экранам, билбордам в различных регионах.
«Вообще, надо установить единые правила работы, единые правила для всех участников рекламного бизнеса со стороны государства. Тогда будет понятно. Пока этого нет, мы создаем условия для ненужных разговоров, для ненужных нарушений и так далее. Дошло уже до того, что эскизы билбордов устанавливаются вдоль республиканских трасс, вообще дорожниками из «КазАвтоЖола». Но не вина их в этом, наверно…. Нужно сказать, что это трассы не только республиканского значения, это трассы транзитные. Мы транзитное государства, это трассы международного значения. Как правило, все это транзитные международные трассы. И что получается? Ни одной социальной рекламы, ни одной рекламы с государственными символами на международных трассах. Вот до чего дошел полный бардак в этом деле. И вот катятся у нас международные фуры через весь Казахстан, и какое мнение у них складывается? И никто не регулирует эту деятельность. Зато вот только по тем материалам, что у нас есть, 22 орфографические ошибки – задача другая у дорожников, асфальт, бетон класть. Может быть это не его вина. Надо все это поправить», - продолжил говорить Нигматулин.
В этой связи он попросил министра национальной экономики Тимура Сулейменова заранее продумать все нюансы. Тем более, что депутаты готовы помочь и совместно поработать над недочетами до второго чтения.
«Если есть необходимость, вы сегодня правильно сказали, в некоторых случаях, это нужно регулировать законом «Об архитектурной деятельности, о градостроительной деятельности». Давайте будем этими законами регулировать. Если нужно это регулировать законом «Об телекоммуникационной деятельности», министерство должно внести соответствующие предложения. Только тогда мы можем сделать общий единый формат. Пока у нас получается хор, где сплошная разноголосица – каждый поет свою песню, и при этом нет дирижера. Конечно, после этого и жалобы МИО, их тоже нужно понять и поддержать, потому что нужно выстраивать единую политику в городе, области. Но в то же время мы слышим, обращаются к депутатам представители бизнеса, работающие в этой сфере. Их тоже понять можно, потому что правила везде разные, меняются постоянно. Поэтому очевидно, что здесь надо наводить порядок в этой сфере и до второго чтения нам, депутатам, необходимо в тесном контакте и взаимодействии с разработчиками, нам вместе нужно создать все правовые гарантии для рекламного бизнеса, и создать все условия для спокойного четкого, ясного, понятного и государственного регулирования этой сферы. Задача интересная, очень непростая, но посильная», - заключил Нигматулин.
В целом, как сообщил Сулейменов депутатам, новым законопроектом впервые в области рекламы определен уполномоченный орган – министерство национальной экономики и регулирующие государственныеорганы – министерства информации и коммуникаций, по инвестициям и развитию, внутренних дел и здравоохранения. Кроме того, введено понятие «объекта наружной (визуальной) рекламы» и установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области рекламы.
«Некоторые виды административной ответственности введены впервые. Учитывая проводимую политику по дедолларизации экономики введена административная ответственность за указание цены товара не в национальной валюте при его реализации на территории Республики Казахстан. Установлена ответственность за недобросовестную, недостоверную, неэтичную и скрытую рекламу, также рекламу в дни национальноготраура на теле-, радиоканалах», - рассказал о нововведениях министр.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.