Проект нового Налогового кодекса не стал легким и понятным для предпринимателей и содержит много норм, которые в реальности не будут работать, заявили сегодня депутаты мажилиса, рассматривая документов первом чтении на пленарном заседании палаты. Ко второму чтению над кодексом придется серьезно поработать.
«Если посмотреть в скольких статьях нынешнего Налогового кодекса имеются отсылочные нормы на другие статьи, на подзаконные акты, постановления правительства, приказы министерства, инструкции, положения, то в целом набирается 2497 таких отсылочных норм. Чтобы всем понятно было, это на 263 отсылочные нормы больше, чем в действующем Налоговом кодексе», - заявил спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
В качестве примера он привел статью 242 п.7 проекта Кодекса, в которой содержится ссылка на статью 286, а там ссылка на статью 287. В то же время, статья 287 содержит ссылку на статью 232, а в этой 232 предусмотрена отсылочная норма к статье 250, которая вновь направляет к 232 статье.
«По одной статье следует пять ссылок! Глава государства поставил задачу упростить, сделать Налоговый кодекс простым и понятным для налогоплательщика. Если такие ссылки, то даже специалист в них запутается, а простой добросовестный, желающий заплатить человек, не поймет. И для него все равно внутренняя или внешняя ссылка. Поэтому вам нужно до второго чтения все сделать вместе с рабочей группой, чтобы уменьшить количество отсылочных норм, иначе исполнения норм не будет. Это тихий ужас», - обратился к министру национальной экономики Тимуру Сулейменову Нигматулин.
В свою очередь секретарь комитета по финансам и бюджету, депутат Татьяна Яковлева также обратила внимание на проблемные моменты документа. Сделать Налоговый кодекс максимально простым и понятным для налогоплательщиков, обеспечить прямое действие всех его норм у разработчиков не получилось. Несмотря на то, что проект содержит реальные нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, в документе «отсутствует четкий механизм по реализации этих норм, что делает эти нормы декларативными».
Кроме того, в процессе декриминализации ряда норм уголовного кодекса, была исключена статья 215 по лже-предпринимательству. Однако нормы по доначислению налога на добавленную стоимость и КПН в налоговом кодексе не исключены, что «дает основания налоговым органам доначислять налоги по сделкам с лже-предприятиями».
«Таким образом, многолетняя работа по устранению последствий института лже-предпринимательства осталась и не реализована», - уверена депутат.
Вместе с тем, в документе предусмотрены стимулирующие меры, которые связаны с потерями республиканского, местного бюджетов и национального фонда, депутаты не получили четких ответов: «был ли проведен анализ, сделан ли конкретные расчеты, какова будет отдача от данных стимулирующих мер».
«Одной из главных задач при разработке Налогового кодекса было расширение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений в бюджет, путем обеспечения, в первую очередь, путем выхода из тени, снижения коррупционной составляющей, развития деловой активности населения и стимулирования отечественных предпринимателей. Комитет считает, что меры, предлагаемые в проекте кодекса недостаточны», - подчеркнула Яковлева.
Также в документе пересмотрены принципы налогообложения, внедрен принцип добросовестности, пересмотрены права и обязанности налоговых органов. Однако депутаты считают, «эти нормы не будут работать, пока не будет четко прописана ответственность работников налоговых органов за свои неправомерные действия».
«В процессе работы мы попытаемся сделать все возможное для упрощения и улучшения кодекса», - заключила секретарь комитета.
Отметим, что более подробно о нормах нового Налогового кодекса Vласть писала ранее.
Кроме того, депутаты в первом чтении одобрили проект закона «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», согласно которому основной кодекс вводится в действие с 1 января 2018 года, за исключением некоторых норм. В частности, в проекте нового кодекса имеется значительное количество статей, которые вступают в силу с 2019 года и 2020 года или действуют до 2022 года.
«Так, положения по индивидуальному подоходному налогу (в том числе общие положения, налоговые вычеты, порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности) будут реформированы с 1 января 2020 года в связи введением всеобщего декларирования.
Также, определенные нормы касательно выписки счет-фактур и ставки акцизов (в части алкогольной продукции, пива и пивного напитка, сигарет с фильтром и без фильтра, папиросы) предлагается реформировать с 1 января 2019 года. Нормы в части налогообложения дивидендов и прироста стоимости предлагается реформировать с 1 января 2022 года. Определенные нормы касательно налогообложения специальных экономических зон действуют с 1 января 2020 года», - перечислил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Дополнительно к этому, в связи с реформированием налогообложения инвестиционных стратегических и приоритетных проектов, по его словам, предлагаются отдельные положения, определяющие порядок действия налоговых льгот.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.