Закон «О государственном аудите и финансовом контроле», принятый парламентом еще в 2015 году показал свою неэффективность, заявила в понедельник в ходе правительственного часа в мажилисе председатель комитета по финансам и бюджету палаты Гульжана Карагусова. По ее словам, соответствующие органы за это время так и не изменили методы своей работы, поэтому депутаты будут вносить законодательные изменения, чтобы исправить эту ситуацию.
Как напомнила депутат, данный закон четко разграничивает полномочия органов внешнего и внутреннего аудита, систематизирует роли проверяющих органов, их задачи и предусматривает механизм персональной ответственности. В частности, у органов государственного аудита и финансового контроля еще два года назад появились новые правила и подходы при проведении контрольных мероприятий, «ориентир которых должен был быть направлен на выявление причин, позволяющих предотвращать, пресекать финансовые нарушения и создавать условия для их недопущения в будущем».
«Однако, несмотря на то, что данный закон действует уже почти два года, к сожалению, методы работы органов госаудита пока не изменились. По-прежнему, органы госаудита осуществляют комплексную ревизию по итогам исполнения бюджета, то есть когда средства уже использованы, и выявляются уже совершенные нарушения», - подчеркнула Карагусова.
По ее словам, до сих пор в отчетах правительства и счетного комитета об исполнении бюджета остается большое количество информации о количестве и суммах нарушений. предостаточно - как в отчете правительства об исполнении бюджета, так и в заключении Счетного комитета к нему. При этом, в данных документах очень мало аналитической информации о причинах неосвоения бюджетных средств.
«Представляются только факты – сколько выделено средств, сколько потрачено, в лучшем случае указано, на что потрачены средства. Но нет данных о конечных результатах, «каков он?», «к чему пришли?». Хотя в Бюджетном кодексе, четко регламентировано, что «конечный результат» – это изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, и других отраслей государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа. К сожалению, анализа изменения состояния уровня и качества жизни населения, изменения состояния экономики, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, мы до сих пор не видим ни в отчете правительства, ни в заключении счетного комитета», - констатировала глава комитета.
Она также отметила, что в настоящее время органы госаудита «вместо оценки и анализа эффективности использования бюджетных средств и активов государства», проводят только аудит соответствия. И это в то время, когда счетный комитет давно должен был уйти от операционного контроля и работать по-новому – проводить государственный аудит по всем видам – по финансовой отчетности, по эффективности, и по соответствию.
Кроме того, продолжила Карагусова, критерии эффективности использования бюджетных средств в бюджетном законодательстве до сих пор остаются нечеткими и размытыми, что говорит о «системных недоработках». В этой связи с учетом недочетов, выявленных в ходе реализации закона «О государственном аудите и финансовом контроле», депутаты инициировали поправки в законодательство.
«Поправки депутатов направлены на улучшение кадрового состава органов государственного аудита и финансового контроля. Определены основные функции служб внутреннего аудита по проведению аудита эффективности, который предполагает в большей мере аналитическую деятельность на основе системы управления рисками с минимизацией проверок непосредственно на объекте, что также позволит предупреждать финансовые нарушения. Законопроект регламентирует оперативное взаимодействие служб государственного аудита и внутреннего контроля, чтобы исключить проведение бесконечных и необоснованных проверок», - сообщила председатель комитета.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.