Два с половиной месяца потребовалось депутатам парламента на обсуждение в рабочих группах проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций». В среду на пленарном заседании они рассмотрели документ в первом чтении. В первую очередь документ, касается работы средств массовой информации, однако вопросов о работе журналистов практически не прозвучало.
Министр по информации и коммуникациям Даурен Абаев напомнил, что законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в 12 законов и четыре кодекса.
В частности, для снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций, планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.
Определены случаи, по которым для СМИ не требуется согласия гражданина на публикацию изображения. К примеру, культурно-массовые, спортивно-массовые и иные мероприятия, публичные выступления и так далее.
Вместе с тем, в рамках дальнейшего продвижения казахстанского контента планируется для публичного просмотра в государственных органах и организациях обеспечить показ исключительно отечественных телеканалов.
В то же время предлагается внести ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникшего при публикации недостоверной информации.
«В данном вопросе важно обеспечить равную состязательность сторон. Также в законопроекте учтены интересы наших граждан с ограниченными возможностями. Предлагается решение по равномерному распределению рекламы на госязыке, а также определению таких понятий, как детская, религиозная, образовательная программа», - рассказал министр.
«В законопроекте также более подробно регламентируется процесс предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка», - также рассказал Абаев.
Депутат Ирина Унжакова тут же возмутилась сроками предоставления информации журналистам: «Законопроект содержит норму, которая вносится в закон о СМИ о том, что органы госуправления, как обладатели информации имеют право в течение 15 дней готовить ответ на запрос журналиста. Речь идет об информации, которая не вошла в состав официального сообщения. Аргументируют это тем, что необходимо время, чтобы подготовить ответ. Но, как мы знаем, на практике, такой срок, он создает предпосылки для того, чтобы заволокитить любой вопрос и любой ответ. На мой взгляд, органы госуправления в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее предоставить эту информацию, потому что это показатель их компетентности. Любая информация устаревает очень быстро и через полмесяца, когда наконец, журналист получит ее, она будет просто изрядно устаревшей, никому не интересной, ни с СМИ, ни населению. Во время обсуждения на рабочей группы, депутаты предлагали сократить этот срок до 10 дней, а еще лучше, до 5-7 дней. Озвучьте свою позицию, свою рефлексию на это предложение депутатов», - заявила она.
Вопрос тут очень простой, ответил Абаев. По его заверениям, правда, он не стал уточнять, от кого конкретно, в министерство поступает очень много жалоб на формальные ответы от госорганов.
«За три дня, естественно, госорган не успевает обработать и дать нормальную информацию, - вступился за чиновников Абаев. - В этой связи мы исходили из общей практики – до 15 дней, во всем мире практика до 20 дней, до месяца занимает. Я думаю, здесь ничего страшного нет», - подчеркнул он, но добавил, что в рамках рабочей группы министерство готово рассмотреть вопрос сокращения сроков.
Новый законопроект содержит норму, обязывающую журналистов получать от граждан согласие на распространение в СМИ информации, затрагивающей личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
«Речь в основном идет о коммерческой тайне, хотя тут довольно сложно провести грань между публичным и тайной, - заявил депутат Павел Казанцев. - При этом в действующем законодательстве не по всем видам тайн есть четкие определения. В гражданском законодательстве страны предусмотрено понятие «иная тайна, охраняемая законом». Возникает ряд вопросов, что относится к иной тайне, охраняемой законом, и как в судебной практике может интерпретироваться нарушение таких вопросов?», - поинтересовался он.
Отвечать на этот опрос пришлось вице-министру юстиции Зауреш Баймолдиной, которая сразу заявила, что по судебной практике говорить она «не совсем правомочна». А вот что касается в целом тайны, то ее понятие, отметила она, закреплено не только в гражданском кодексе, но и в ряде других законодательных актов.
«В частности, речь идет о банках и банковской деятельности, речь идет о банковской тайне элементарно. Речь может идти о служебной тайне, которая также охраняется законом. Поэтому говорится: «И иная тайна, охраняемая законом». То есть когда закон четко называет, что определенная информация относится к числу тайной», - объяснила она.
«Я знаю о том, - продолжила она, - что депутат Платонов предлагает внести поправку дополнительно к той редакции, которая содержится в законопроекте в статью 21 – расширить ее немножко, то есть сделать исключение для тех случаев, когда тайна была уже указана в официальных сообщениях, либо опубликована в открытых источниках (источниках, к которым нет ограничения в доступе). Но, мне кажется, эта поправка заслуживает внимания, но требует редакционного уточнения».
В целом же, депутаты интересовались более общими поправками. Например, почему СМИ должны публиковать исходящие данные именно на первых страницах, а не так, как им удобно. Ответ министра прост – это удобно гражданам, чтобы найти адрес и телефон редакции. Артур Платонов посчитал, что обязательная трансляция казахстанских телеканалов в госорганах – это всего лишь полумера, и ее нужно расширить, в том числе на гостиницы и другие виды бизнеса. Депутат Алия Сапарова беспокоилась за население, которое пользуется, так называемыми, «серыми» тарелками - плату отдает посредникам.
«Этот вопрос касается информационной безопасности нашей страны, - ответил Сапаровой Абаев. - Сейчас порядка 600 тысяч семей пользуются так называемыми серыми тарелками. В «серых тарелках» так называемая карта памяти, которая используется. Там не зашиты казахстанские телеканалы. Получается где-то 1,5 миллиона человек находится вне информационного поля Казахстана, точнее не смотрят казахстанские телеканалы и не знают, что происходит в Казахстане по большому счету», - пожаловался министр.
Вместе с тем он заверил, что люди, которые пользуются такими тарелками, так и продолжат ими пользоваться, так как «никаких мер воздействия к потребителям у нас не предусмотрено». А вот с поставщиками оборудования будут проводить разъяснительную работу.
Подняли депутаты вопрос и распространения запрещенной информации в интернете. По словам министра, только с начала года в Казахстане заблокировано около трех тысяч сайтов. Но это произошло только после вынесенных предупреждений.
«У нас путают вещь «блокировка» и «уведомление», когда материал убирается. Только за этот год мы заблокировали около 3 тысяч сайтов. Это тогда, когда противоправный контент не убирается. Но наше министерство отправило порядка 270 тысяч уведомлений о том, что материал является противоправным, то есть он распространяет терроризм, экстремизм, порнографию и так далее. Механизм: допустим, появился материал в социальной сети, мы всю социальную сеть заблокировать не можем из-за одного материала, поэтому нам приходится обращается в администрацию социальной сети с просьбой удалить контурный контент. О таких рассылках идёт речь», - объяснил Абаев.
В целом, депутаты остались довольны новым законопроектом и поддержали его в первом чтении единогласно.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.