На сегодняшний день в Казахстане процедуру банкротства проходят порядка 4 тыс. субъектов бизнеса, еще 400 предприятий на стадии реабилитации. Но фактически предприятий, находящихся в сложном финансовом положении, «значительно больше», заявил в четверг в мажилисе вице-министр финансов Канат Баедилов. Сегодня здесь презентовали новый проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства».
Как отметил вице-министр, действующий закон «не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес». Также сложен процесс реабилитации тех, кто «еще может удержаться на плаву». И в каждом четвертом случае суд выносит отказ о признании банкротом.
«Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом, как возможность рассчитаться по долгам. Аналогичная процедура при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов на восстановление платежеспособности. Законопроект направлен на решение этих проблем», - пояснил Баедилов.
Основными направлениями новых поправок является упрощение условий для применения процедур банкротства и реабилитации, сокращение сроков проведения этих процедур и упрощенная ликвидация бездействующих должников.
«По первому направлению предлагается: при проведении процедур реабилитации на сегодня суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность. Проект закона предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше 3-х месяцев и факт «положительного» баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение», - подчеркнул вице-министр.
Аналогично и по банкротству – применение процедур банкротства связано с определением судом факта «финансового краха» субъекта. Сейчас для открытия банкротства компания должна находиться в состоянии неплатежеспособности на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство. И только потом суд обязан установить несостоятельность компании, что «на практике вызывает различное толкование данного понятия».
«Такой подход вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса, - считает Баедилов. - В этой связи проектом закона предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процедуру банкротства. Суду необходимо установить факт отрицательного баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельство несостоятельности субъекта. Таким образом проектом закона устраняется неопределенность и упрощается вход в процедуру реабилитации и банкротства».
Кроме того, ИП на сегодня не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство. Документом же им предоставляется возможность реабилитироваться.
Вместе с тем для недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами бизнеса проектом закона предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет на применение реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло 6 месяцев.
Следующий блок вопросов касается сокращения сроков проведения процедур банкротства.
«Ведущая роль при проведении процедуры банкротства отведена кредиторам, так как они прямо заинтересованы в исходе процесса. Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов. Собрание кредиторов затратно по времени и финансам, так как предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки и сотни. В среднем на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяцев на созыв всех заседаний собраний кредиторов. А комитет же избирается собранием и является его представительным органом. Однако малочислен и процедура его созыва проще. Поэтому мы предлагаем передать ряд полномочий собраний кредиторов более мобильному комитету кредитора. За счет передачи этих полномочий ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства», - также объяснил Баедилов.
Помимо этого, действующим законодательством предусмотрена ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. Однако для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и исполнением обязательств перед кредиторами. Также необходимо доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества на причинение ущерба кредиторам.
«Действующая формулировка состава преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности. Проектом закона предложено конкретизировать состав преступлений должностных лиц банкрота, как причинение имущественного ущерба и законным правам и интересам кредиторов. То есть достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов», - конкретизировал вице-министр.
Документом также предлагается упростить и процедуру ликвидации длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. По информации Баедилова, на сегодня есть «масса бездействующих предприятий», которые не применяют банкротство из-за сложности этой процедуры. В этой связи для их ликвидации проект закона предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора.
«Это позволит быстро и без лишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность», - подчеркнул он.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.