Такая норма заложена в поправках в миграционное законодательство
  • 18587
Термин «оралман» в Казахстане заменят на «кандас»
фото Жанары Каримовой

Тамара Вааль, Vласть

В Казахстане термин «оралман» заменят на термин «кандас», который в вольном переводе обозначает «однокровные». Такая норма заложена в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов», который в среду на пленарном заседании в первом чтении одобрил мажилис.

«Вы слышали, глава государства высказал свою позицию и дал поручение термин «оралман» поменять на «кандас». Поэтому в данном законопроекте эта норма оговаривается. И если закон будет принят, в будущем понятие «оралман» будет заменено на слово «кандас», - пояснил журналистам министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

В целом же задачами законопроекта являются совершенствование миграционного законодательства по таким направлениям, как создание благоприятных условий для этнических репатриантов, прибывающих в Казахстан и переселенцев; построение эффективной системы внешней трудовой миграции, ориентированной на удовлетворение потребностей экономики страны, создание благоприятного инвестиционного климата; расширение правовой базы в сфере регулирования миграционных процессов с учетом передового международного опыта и пресечение нелегальной миграции.

«По действующему законодательству, этнические казахи для получения статуса оралмана должны подтвердить факт своего проживания на территории иностранного государства до приобретения независимости Казахстаном. На практике этнические казахи, родившиеся после 1991 года, не могут предоставить такие документы. В связи с этим главным критерием для присвоения статуса оралмана будет факт, что этнический казах ранее не состоял в гражданстве Республики Казахстан», - пояснил министр.

Документом также предлагается предусмотреть право оралманов одновременно подать документы на получение разрешения на постоянное проживание и приобретение казахстанского гражданства.

Кроме того, для предоставления комплекса социальных услуг по размещению, трудоустройству и адаптации переселенцев будут расширены функции центров по оказанию адаптационных и интеграционных услуг не только оралманам, но и переселенцам.

«В целях создания благоприятных условий для инвесторов предусматривается распространение действия разрешений на привлечение иностранной рабочей силы на другие административно-территориальные единицы. При этом работодатель должен оплатить налоговый сбор в бюджет каждого региона, указанного в разрешении, а также иметь договор на выполнение работ и оказание услуг в соответствующих регионах. Законопроект также предусматривает расширение возможностей для высококвалифицированных иностранных работников самостоятельно трудоустроиться в приоритетных секторах экономики на основании справки о квалификации, предлагается передать данную компетенцию от Минтруда и соцзащиты на уровень местных исполнительных органов», - пояснил Нурымбетов.

А в связи с учащением фактов привлечения субъектами малого предпринимательства трудовых иммигрантов к нелегальной деятельности в бизнесе, предлагается приравнять трудовых иммигрантов к «сезонным работникам» согласно действующей системе привлечения ИРС при уплате налогового сбора в 8 МРП в месяц. При этом для сезонных работников будет определен перечень профессий, по которым они могут быть привлечены.

В целях расширения правовой базы в сфере миграционных процессов и пресечения нелегальной миграции предлагается внедрить государственную пошлину в размере 4 МРП за выдачу разрешения на постоянное место жительство для иностранцев; имплементировать международные положения по реадмиссии в национальное законодательство; внести дополнения, предусматривающие ограничения по выезду лиц на ПМЖ, имеющих задолженность по исполнительному производству; для упрощения порядка оформления гражданства РК предлагается определить категорию лиц (этнические казахи, лица без гражданства, лица с паспортами СССР образца 1974 года, а также женщины, подпадающие под действие Конвенции о гражданстве замужней женщины), на которых не распространяются законодательные нормы по проживанию на территории Казахстана менее 183 дней в течение 1 года и наличию административных нарушений.

Шеф столичного бюро Власти

Свежее из этой рубрики