В авиакомпании считают, что причиной мог стать спутный след
В Bek Air назвали свою версию крушения самолета под Алматы
ФОТО КЧС МВД РК

Причиной падения судна авиакомпании Bek Air мог стать спутный след, оставленный взлетавшим ранее самолетом Airbus. Сохранению следа, который привел к крену самолета, способствовало отсутствие ветра. Наличие жертв в свою очередь специалисты компании объясняют постройками и газопроводом близ взлетно-посадочной полосы.

На пресс-конференции в Алматы в понедельник Нурлан Жумасултанов, представившийся руководителем компании Bek Air, пояснил, что в задачи расследования компании входило определение причины падения самолета, а не определение виновных. Во многом с проведением этого расследования он связал молчание компании на протяжении первых дней авиакатастрофы: «Нас не было в эфире два дня, потому что мы были в шоке от произошедшего не менее, чем все другие. И, наверное, даже больше, потому что это наша компания. Мы были заняты похоронами, следственными мероприятиями и по крупицам собирали информацию».

Учитывая собранную информацию, эксперты авиакомпании склоняются к тому, что причиной падения самолета Fokker-100 стало попадание самолета в спутный след после взлета более тяжелого самолета.

«Когда [нет ветра], штиль, спутный след [после запуска более тяжёлого самолета] держится в течение 2-3 минут. По [регламентирующим] документам, у нас интервал составляет 1-2 минуты. Если бы был ветер, спутный след бы сдуло. Но когда штиль, он остается. После катастрофы нужно будет увеличить интервал до 3-5 минут», - заявил Жумасултанов.

Он подчеркнул, что аэропорт Алматы – один из немногих в мире, в котором штиль является нормой.

Инструктор Bek Air Александр Колексников пояснил, что особенность самолета Airbus, оставившего спутный след, заключается в увеличенном диаметре двигателя. Это позволяет ему экономить топливо, увеличивая при этом забор воздуха.

«[Проблема в том, что] нет статистики спутного следа этих двигателей. У Airbus это первые самолеты, которые имеют подобные двигатели», - сказал он.

По словам директора летной службы Bek Air Ерика Сапарова, до судна их компании весом 39 тонн 868 кг взлет производил самолет марки Airbus с массой 89 тонн. Он отметил, что технические специалисты не выявили каких-либо отклонений у двигателя. Взлет проводился в штатном режиме. При этом командир самолета Маратбаева Муратбаев работал до последнего, пытаясь спасти самолет с пассажирами. «Он пытался удержать самолет на полосе, не допускать крена и взлететь», - сказал Сапаров.

Сапаров заверил, что профессионализм и компетентность экипажа корабля не вызывает сомнений: общий налет командира Муратбаева составлял более 20 тыс. часов, из них более 4 тыс. часов были произведены на Fokker-100. Его коллега, Миржан Мулдакулов, имеет опыт в 11 тыс. часов полетов, более 4 тыс. часов из которых были проведены на судне Fokker-100.

По его словам единственной причиной, из-за которой не удалось избежать жертв, стало наличие построек и газопровода близ аэропорта: «Мы склоняемся к тому, что, если бы не было препятствий, жертв бы не было. <…> Были постройки и газопровод. У нас вызывает вопросы законность сооружений. Сам же самолет прочный и надёжный. Даже после повреждения не было разлива керосина и самолёт не загорелся».

Жумасултанов в свою очередь заверил, что перед вылетом самолет обрабатывался, и крыло было чистым. При этом он подтвердил, что до рейса 27 декабря самолёт Bek Air действительно несколько дней находился в Алматы на техническом обслуживании. Однако связано это было, по его словам, с отсутствием потребности в нем: «В компании Bek Air для того расписания, которое было, достаточно 3-4 самолета. Но парк составлял 10, у нас более чем двукратное покрытие».

Самолет авиакомпании Bek Air, вылетавший из Алматы в столицу 27 декабря, не смог набрать высоту и врезался в двухэтажное здание, расположенное рядом со взлетно-посадочной полосой. На месте погибли 8 человек, еще четверо скончались позднее - в аэропорту и в больнице. Более 50 человек пострадали. По состоянию на сегодняшний день, 9 человек остаются в реанимациях, , среди них – второй пилот, капитан воздушного судна погиб на месте.

После катастрофы авиавласти страны приостановили полеты самолетов типа Fokker-100, а позже – идеятельность авиакомпании Bek Air.

Расследование авиакатастрофы проводят как правоохранительные органы, так и специальная правительственная комиссия. Последняя должна представить его результаты до 10 января.

Редактор Власти

Свежее из этой рубрики