Национальный Банк Казахстана утвердил Стратегию
денежно-кредитной политики до 2030 года. Она синхронизирована с долгосрочными
документами страны, такими как Национальный план развития до 2025 года. Об этом
в интервью изданию «Капитал» рассказал заместитель председателя Национального банка
Акылжан Баймагамбетов.
«Наша основная цель – обеспечение стабильности цен. После перехода на режим инфляционного таргетирования ежегодно принимались основные направления денежно-кредитной политики, которые определяли приоритеты проводимой политики на предстоящий год. Теперь же в Стратегии сформировано видение на длительный горизонт, проанализирован опыт перехода на инфляционное таргетирование как в Казахстане, так и других странах, а также рассмотрены текущие барьеры, которые ограничивают эффективность трансмиссионного механизма. С учетом принятого в феврале Национального плана развития страны до 2025 года в Стратегии отражены ключевые приоритеты, которые позволят устранить барьеры и завершить переход на полноценный режим инфляционного таргетирования», - сказал Баймагамбетов.
Он уточнил, что документ обсуждался с международными финансовыми институтами, включая МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР, а также казахстанскими экспертами, представителями АФК и банковского сектора.
Зампред Нацбанка также отметил, что режим инфляционного таргетирования, внедренный в 2015 году, «можно охарактеризовать как «переходный», так как имеются структурные ограничения, в результате которых воздействие денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в стране ослаблено». По его словам, это связано в большей степени с низкой диверсификацией экономики, высокой зависимостью от импорта, недостаточным развитием финансового рынка, активным госкредитованием при мягких фискальных ограничениях.
«По мере преодоления перечисленных вызовов мы ожидаем снижения подверженности экономики различным рискам и, как следствие, усиления воздействия денежно-кредитной политики на инфляцию. Таким образом, мы можем достичь так называемого полноценного или «full-fledged» режима инфляционного таргетирования. Это позволит повысить эффективность принимаемых решений и достичь базовых преимуществ для устойчивого развития экономики», - сообщил он.
Нацбанк ставит приоритетные задачи по усилению монетарных основ, дальнейшему развитию финансового сектора, синхронизации действий в области макроэкономической политики страны.
Это позволит снизить и заякорить инфляционные ожидания, укрепить режим плавающего обменного курса, поддерживая достаточный уровень международных резервов, усилить коммуникационную политику Национального банка, повысить доверие к национальной валюте и сделать финансовую систему более устойчивой.
«Проведение ответственной макроэкономической политики снизит зависимость от внешних факторов, усилит фискальную позицию и повысит устойчивость национальной экономики», - отметил Баймагамбетов.
В Стратегии также предусмотрен комплекс мер со стороны Национального банка и правительства, который позволит повысить эффективность денежно-кредитной политики и усилить контроль над инфляцией в будущем.
Кроме этого, совместно с правительством ведется работа по разработке бюджетного правила с целью ограничения уровня и темпов роста государственных расходов, эффективной стабилизации государственных расходов и снижающих влияния цен на нефть, внедрение которого начнется в 2022 году при формировании республиканского бюджета на 2023-2025 годы.
«Наряду с разработкой и внедрением бюджетного правила, необходимо улучшение фискальной статистики. В этом направлении в рамках исполнения поручений главы государства планируется расширить охват бюджета и включить внебюджетные расходы в периметр консолидированного бюджета. Это позволит повысить фискальную дисциплину и качество принимаемых решений», - добавил зампред Нацбанка.
Что касается выхода регулятора из финансирования госпрограмм поддержки экономики, то, как отметил Баймагамбетов, Национальный банк планирует постепенный выход из программ с 2023 года, по мере восстановления роста экономики.
«Полный выход из программ и переход на рыночные принципы кредитования в экономике планируется завершить к 2025 году. Такой своевременный выход из программ позволит устранить искажения в ценообразовании на финансовые ресурсы, что приведет к полноценному развитию финансового рынка и повышению экономической конкуренции в целом», - сообщил он, подчеркнув, что «нерыночные условия предоставления ресурсов деформируют рынок и способствуют ухудшению трансмиссии денежно-кредитной политики, а реализуемые программы господдержки экономики, расходы государственного и квазигосударственного секторов вкупе с финансированием экономики со стороны Национального банка в значительной степени формируют избыток ликвидности, который оказывает проинфляционное давление».
По его информации, в 2020 году Национальный банк принял активное участие в финансировании антикризисных инициатив. Учитывая масштаб и природу шока коронавируса на экономику, общий объем финансирования составил 2,3 трлн тенге (более 50% общего финансирования антикризисного пакета).
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.