В среду представители различных политических сил и незарегистрированной партии El Tiregi начали обсуждать создание Национального координационного совета. Он должен объединить всех активистов и разрозненные политические группы для выработки общей программы. Первоначальными действиями совета станут противодействие китайской экспансии и проработка социальных вопросов. Участники заседания также обсудили возможность проведения совместного митинга в конце апреля – начале мая.
В заседании участвовали председатель незарегистрированной партии El Tiregi Нуржан Альтаев, политик Рысбек Сарсенбай, гражданские и политические активисты Кайырлы Омар, Санавар Закирова, Ермек Нарымбай, руководитель общественного объединения «Ел бірлігі» Шолпан Ризабекова, тележурналист Максат Толыкбай, историк Шамши Жумамурат и другие.
Участники почти единогласно поддержали идею создания общей политической структуры. С критическим замечанием выступил только политик Рысбек Сарсенбай: «У меня есть большие сомнения касательно этого совета. Вы говорите: Мы защищаем народный интерес. Но чтобы защищать народные интересы, необходимы настоящие люди. Результат действий лжеактивистов и людей, находящихся под крылом власти будет равен нулю. <…> У меня нет никакого доверия к вашему совету. Похоже на то, что это будет удобной организацией Кулибаева для борьбы за власть. Возможно, я ошибаюсь. Но сколько таких предательств мы пережили. Поэтому люди, которые обьединяются, должны были брать это во внимание».
Альтаев ответил на это тем, что Национальный координационный совет будет самостоятельной организацией, которую не контролирует ни он сам, ни El Tiregi. «Это ваш совет, и я готов помогать ему вместе со всеми. <…> Мы, как рыцари круга, мы все равноправные. Как решит большинство, так оно все и будет», − ответил политик, обращаясь к Сарсенбаю. «Главное − это обьединить наши усилия, и только тогда мы сможем победить. Это наша последняя возможность, потому как нашей независимости грозит опасность. Рушится национальная экономика, народ в затрудненном положении. Если мы сейчас не объединимся, завтра будет поздно».
Затем слово взяла Шолпан Ризабекова. Она настояла на том, чтобы деятельность совета велась в рамках закона, чтобы все его действия регистрировались и подлежали учету. Все это, по ее словам, должно помочь доводить резолюции до властей. Максат Толыкбай в свою очередь добавил, что советы и независимые организации должны функционировать в Казахстане на всех уровнях: во всех аулах и областях. Он утверждает, что в стране необходимо создать альтернативу многочисленным провластным организациям, которые формируют общественное мнение. И потому совету в первую очередь необходимо заняться общественным просвещением.
Шамши Жумамурат, кандидат исторических наук, сравнил дискуссию о совете с заседанием Алаш Орды в 1915 году и сказал, что сейчас объединению необходим сильный лидер, иначе организация будет действовать хаотично.
После вступительных слов участники сформулировали повестку первого заседания. Они должны были обсудить название объединения, утвердить регламент его работы, избрать координатора, выработать план действий, назначить руководителей тематических рабочих групп и сформулировать совместную революцию. Большая часть времени ушла у них на то, чтобы обсудить название объединения. Шли споры о том, стоит ли включать в него слово «оппозиционный» или «Алаш», чтобы сохранить преемственность с политическим движением начала ХХ века. Несколько участников предложили заменить слово «совет» на «обьединение», поскольку оно имеет негативную окраску из-за советского прошлого. Однако собравшимся не удалось достичь консенсуса и они решили отложить голосование до следующего заседания.
Альтаев предложил следующий план будущих обсуждений: «В апреле в Казахстане будет возведено 56 китайских заводов, и нам необходимо воспрепятствовать этому. Я предлагаю сформировать рабочие группы, которые соберут материалы и подготовят все к следующему заседанию. К тому же, необходимо поднять вопрос о земле, политзаключенных, о положении казахов в Китае, далее разработать помощь многодетным матерям и поработать закон о детях. Также обсудить вопрос о кредитной амнистии, участии Казахстана в ЕАЭС, налоге на утилизацию машин и внесении изменений в закон о партиях в Казахстане».
В конце заседания Альтаев предложил всем собравшимся политическим силам провести общий митинг по актуальным земельным вопросам и открытию в Казахстане китайских производств. Он может быть проведен в столице в конце апреля – начале мая.
В начале сентября 2020 года, тогда еще депутат от партии «Нур Отан», Нуржан Альтаев выступил с резкой критикой правительства за неспособность госорганов обеспечить социально-экономическую безопасность граждан в период пандемии. Вскоре Альтаев выступил от лица союза промышленников и предпринимателей El Tiregi, предложив программу широких политических реформ, отличающуюся от повестки, предлагаемой партией власти. На тот момент в «Нур Отане» состояло все руководство союза.
27 ноября инициативная группа союза промышленников и предпринимателей El Tiregi объявила о создании политической партии. Альтаев объяснил необходимость ее создания тем, что в Казахстане еще нет политического плюрализма, а существующие политические партии он назвал «псевдопартиями» и «какими-то макетами». В начале декабря Альтаев был исключен из партии за дискредитирующие действия. Вместе с этим были прекращены его полномочия как депутата мажилиса парламента.
В конце января 2021 года Альтаев заявил, что министерство юстиции трижды отказало El Tiregi в регистрации партии. Несмотря на это политик предложил сформировать в Казахстане народное теневое правительство. Альтернативный кабинет министров, по задумке Альтаева, должен контролировать работу действующих министров, а финансирование должен получать из бюджета страны. Он обещал сформировать его в течение 30 дней, а свои заявки могли подавать как самовыдвиженцы, там и представители общественных организаций.
Над материалом работали Алмас Кайсар и Назерке Курмангазинова
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.