21 правозащитная и антикоррупционная организация осудила судебные дела казахстанской компании Eurasian Natural Resources Corporation (ныне Eurasian Resource Group, ERG) против британского антикоррупционного ведомства, журналистов и общественных наблюдателей, расследующих несколько фактов злоупотреблений его руководства. Организации считают это попыткой поставить под угрозу возможность общественного контроля за деятельностью крупного бизнеса и все другие усилия по борьбе с коррупцией.
Компания ENRC подала иск против управления Великобритании по борьбе с коррупцией, управления по борьбе с крупным мошенничеством (Serious Fraud Office, SFO) и бывших юристов компании Dechert LLP в конце марта 2019 года. Британское антикоррупционное ведомство начало официальное расследование злоупотреблений тогда еще ENRC в апреле 2013 года, когда были выявлены факты мошенничества, взяточничества и коррупции, связанные с приобретением горнодобывающих активов в Африке. Управление пока не предъявило никаких обвинений из-за различных препятствий, создаваемых компанией. Расследование стало одним из самых длительных и сложных дел в практике ведомства. С самого начала ENRC отвергает все обвинения.
Одним из последних судебных разбирательств стал иск компании к издателю HarperCollins в США, на основании которого она требовала раскрыть всю информацию, касающуюся публикации книги «Клептопия» (Kleptopia) и газетных статей, опубликованных в издании Financial Times журналистом-расследователем Томом Берджесом. В книге и статьях представлены возможные коррупционные и другие предполагаемые правонарушения со стороны ENRC и ее владельцев, в частности Александра Машкевича, одного из трех олигархов, которым, наряду с правительством Казахстана, принадлежит контрольный пакет акций ENRC (нынешней ERG).
В 2020 году компания также инициировала в Великобритании судебный процесс о клевете в свой адрес, однако дело еще находится на стадии подготовки. В январе 2021 года ENRC начала очередные разбирательства с британским антикоррупционным ведомством, а именно ранее ответственным за расследование Джоном Гибсоном, который, по мнению компании, допустил утечку фактов расследования в прессу.
Правозащитные и антикоррупционные организации считают, что ENRC использует против представителей общественного контроля (за исключением правоохранительных органов) тактику юридического преследования под названием «Стратегические судебные иски против участия общественности» (Strategic Lawsuits Against Public Participation, SLAPPs). С помощью нее влиятельные персоны и компании пытаются лишить голоса общественных представителей, заставляя их участвовать в долгих и дорогостоящих судебных тяжбах, во время которых появляется возможность запугать или принудить критиков к молчанию.
Согласно судебным документам, ENRC не ограничивается только юридическим преследованием инстанций общественного контроля. Компания также осуществляет шпионаж и ведет незаконное наблюдение за журналистом Томом Берджесом и рядом бывших должностных лиц британского антикоррупционного ведомства.
Общественные организации призывают правительство Великобритании срочно принять меры, в том числе правовые, для защиты общественных наблюдателей и журналистов от давления со стороны ENRC.
Аннеке Ван Вуденберг, исполнительный директор организации права и подотчетность в процессе развития (Rights and Accountability in Development, RAID), рассказала Vласти, что судебные разбирательства сопровождаются сложной коммуникация компании со всеми сторонами конфликта. Основной диалог ENRC ведет с британским управлением по борьбе с крупным мошенничеством. В наиболее активной фазе он находился тогда, когда компания пыталась самостоятельно расследовать выявленные факты коррупции. Для ENRC, как и всех решающихся на такой шаг компаний, это была возможность избежать уголовного наказания, поскольку они выражают готовность открыто и честно рассказывать о всех происшествиях.
«ENRC заявляют, что они были слишком честны и слишком откровенны, но управление допустило утечку этой информации в прессу, что наносит ущерб компании. Ведомство же отрицает факт утечки, но заявляет, что от ENRC требовалось быть полностью открытым и честным. <...> При этом казахстанское государство не участвует ни в каких переговорах», − пояснила Вуденберг.
Конфликт ENRC с управлением, по ее словам, опасен тем, что в случае победы ведомству будет нанесен не только серьезный материальный урон − в $93 млн., но и репутационный: «Произойдет резкое ослабление позиций управления в борьбе с коррупцией. Это также может стать прецедентом для других компаний, против которых ведутся расследования. Они могут использовать тот же набор приемов, чтобы остановить их ход. На мой взгляд, этот случай определит будущее управления».
Что касается разбирательств ENRC с журналистами, то главной проблемой, по словам менеджера организации Индекс цензуры (Index on Censorship) Джессики Ни Мхайнин, здесь является дороговизна процесса защиты: «В Великобритании минимальные затраты, как правило, составляют несколько сотен тысяч фунтов. Это чрезвычайно устрашающая перспектива, особенно для независимых журналистов или журналистов-фрилансеров, которые могут не иметь возможности воспользоваться финансовой поддержкой своих организаций. Чтобы покрыть чрезвычайно высокие затраты на самозащиту, им, возможно, придется продать свои активы или залезть в долги».
В будущем, вместо того, чтобы терпеть дорогостоящие и трудоемкие судебные разбирательства, журналисты могут чаще заниматься самоцензурой, прекращая расследования или удаляя уже опубликованные статьи. «SLAPPs представляет чрезвычайно серьезную угрозу не только свободе СМИ, но и принципу верховенства закона и состояния нашей демократии», − резюмировала Михайнин.
ENRC была основана тремя казахстанскими бизнесменами Алиджаном Ибрагимовым, Александром Машкевичем и Патохом Шодиевым вместе с правительством Казахстана в 1994 году. До 2013 ее акции присутствовали в списках Лондонской фондовой биржи (LSE). Компания произвела делистинг после того, как ее деятельность начало расследовать британское управление по борьбе с крупным мошенничеством. После ухода с LSE компания сменила название на Eurasian Resources Group, но присвоила одному из подразделений прежнее название. Помимо горнодобывающих активов в Казахстане у ERG есть добывающие проекты в Демократической Республике Конго и Бразилии, а также проекты развития в Мозамбике, Мали, Зимбабве и Южной Африке.
Среди организаций, выступивших против действий ERG - Reporters Without Borders (RSF), IFEX, Justice for Journalists Foundation (JFJ), Transparency International UK, ARTICLE 19 и другие.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.