Данные о бюджетных расходах сильно разнятся
Высшая аудиторская палата рекомендовала правительству провести инвентаризацию налоговых льгот
фото Жанары Каримовой

Высшая аудиторская палата выявила существенную разницу в данных министерства национальной экономики и министерства финансов о бюджетных расходах в связи с налоговыми льготами. Причем у аудиторской палаты другие данные. В этой связи правительству рекомендовано провести инвентаризацию налоговых льгот и внедрить их паспортизацию, сообщает «Казинформ».

Как рассказал в ходе заседания круглого стола на тему «Оптимизация налоговых льгот и повышение их эффективности» в сенате член Высшей аудиторской палаты Ардак Тенгебаев, проведет аудит эффективности деятельности государственных органов в части налоговых льгот, который показал наличие существенных проблем. В частности, по его словам, в законодательстве отсутствуют четкие критерии определения налоговых льгот, поэтому определить их точный перечень невозможно.

«Учитывая отсутствия конкретности в вопросе идентификации налоговых льгот, практически неизвестно, каковы объемы расходов бюджета. Даже между двумя государственными органами, а именно министерством нацэкономики, отвечающим за налоговую политику, и комитетом госдоходов министерства финансов, осуществляющим применение налоговых льгот, существует разница в сумме убытков, понесенных в результате налоговых льгот», - пояснил Тенгебаев.

Так, Миннацэкономики включило в концепцию управления государственными финансами объем убытка, возникших в 2018-2020 годах, в объеме 13 трлн тенге. А по данным КГД, расходы составили 17,5 трлн тенге. Таким образом, в данных возникла разница в 4,5 трлн тенге.

Тенгебаев сообщил, что Высшей аудиторской палатой дана оценка положениям налогового законодательства и составлен перечень налоговых льгот. В результате выяснилось, что 64 налоговые льготы не оцениваются ни МНЭ, ни КГД, а по подсчетам аудиторской палаты бюджетные расходы от налоговых льгот за период 2018-2000 гг. превысили 21 трлн тенге.

«По итогам аудита правительству рекомендовано провести инвентаризацию действующих налоговых льгот, а затем внедрить практику паспортизации каждой налоговой льготы», - сказал Тенгебаев.

По его словам, также множество льгот вводится на неопределенный срок и без выставления каких-либо целевых индикаторов, соответственно, не ведется мониторинг за эффективностью их применения. В результате в законодательстве прописаны налоговые льготы, которые вообще не применялись ни разу. Более того, по данным Тенгебаева, формы налоговой отчетности в отдельных случаях не содержат соответствующих строк.

«То есть объем некоторых льгот вообще нельзя подсчитать или оценить результаты их применения», - пояснил он.

Такая бессистемность, по его словам, привела к тому, что нет объективных данных о субъектах, использующих налоговые льготы, отсутствует информация об эффекте их применения для экономики. Помимо этого, ежегодно проверками охватываются не более 3 % всех получателей льгот.

Тенгебаев сообщил, что министерство национальной экономики при разработке нового Налогового кодекса учло рекомендации Высшей аудиторской палаты, и надеется, что «будет налажен порядок, сколько налоговых льгот, кому предоставлены и какой эффект дали».

Свежее из этой рубрики