Агентством по противодействию коррупции проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта. На центральном уровне анализ проводился в деятельности министерства туризма и спорта, на региональном уровне – в областных управлениях спорта и физической культуры. В результате выявлены коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению государственных средств.
Как отметили в антикоре, с 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в два раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие три года запланировано выделить еще 1,3 трлн тенге. Однако Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге и признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar).
«Как показал анализ, текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств», - сообщили в антикоррупционном ведомстве.
Первое, по данным антикора, - это дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта. В частности, бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге).
«В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер», - отметили в антикоррупционной службе.
Также в ведомстве указали, что в спорте высших достижений стало нормой привлекать иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых 79 спортсменов в дальнейшем вернулись на родину.
Кроме того, выявлено, что спортивные организации и уполномоченные органы «выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости», а также начисляют завышенную зарплату «мертвым душам» и ведут двойное финансирование.
Вместе с тем установлены неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов спонсорских средств АО «Самрук-Қазына».
«Выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в пятизвездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения», - констатировали в антикоре.
В ведомстве привели статистику, что с 2018 по 2023 годы на финансирование четырех профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств фонда: ФК «Астана» - 50,1 млрд тенге, ХК «Барыс» - 48,8 млрд тенге, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» - 31,5 млрд тенге, БК «Астана» - 8 млрд тенге.
Также установлено, что за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций, в последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений.
Есть и «мнимая реализация государственно-частного партнерства»: под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются спортивные услуги в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. По данным антикора, с 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций.
Еще одним риском является то, что отсутствует цифровизация спортивных процессов, поскольку разработка запланированной к внедрению еще в 2020 году национальной цифровой платформы Е-sport не велась. В антикоре заявили, что профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров.
«В результате внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т.д.)», - констатировали в антикоррупционном ведомстве.
Анализ показал, что причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте. В этой связи антикор предлагает внесение поправок в законодательство: установить приоритеты развития спорта; ограничить бюджет профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов; обеспечить общественный контроль всех выделяемых средств; исключить основания для закупа из одного источника под предлогом срочности соревнований; ограничить передачу рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создать единую цифровую платформу с обеспечением прозрачности расходования средств.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.