Министерство труда и социальной защиты населения опубликовало для обсуждения консультативный документ регуляторной политики к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Социальный кодекс Республики Казахстан по вопросам обязательного социального страхования и социального обеспечения». Документом предлагается снова пересмотреть критерии назначения АСП, поскольку сейчас адресная социальная помощь оказывается «недостаточно адресно в связи с неучетом в полной мере реальных доходов и расходов граждан».
«Текущий подход к назначению адресной социальной помощи основан преимущественно на доходах граждан. Несмотря на учет доходов при назначении АСП, в действующей системе не предусмотрен полноценный анализ обязательных расходов граждан, что снижает эффективность и адресность предоставляемой поддержки», - поясняется в документе.
В частности, в действующем механизме оказания АСП есть «слабые места»: использование неполных данных из государственных баз, что ведет к ошибкам в определении нуждаемости (как в сторону отказа, так и необоснованного назначения); при определении права на помощь не учитываются расходы (лечение, аренда жилья, транспорт, обучение); нередки случаи, когда семьи умышленно занижают доходы или оформляют имущество на других лиц, чтобы получить АСП; отсутствие автоматизированного обмена информацией между госорганами, что затрудняет объективную оценку ситуации семьи.
По данным автоматизированной информационной системы Минтруда, в 2024 году при назначении АСП выявлено предоставление недостоверных сведений 3 131 семей, сокрытие доходов 420 семей, отказ 5 982 семьей от проведения обследования материального положения.
В связи с тем, что претенденты на получение АСП предоставляют недостоверные сведения, предлагается критерии нуждаемости усилить и дополнить новыми параметрами учета доходов и имущества. В частности, предлагается ввести такие новые критерии, как оформление банковских займов и (или) микрокредитов, за исключением ипотечного займа, в размере выше двукратного прожиточного минимума за квартал, предшествующему обращению, на каждого члена семьи в месяц; наличие расходных операций по банковским счетам, в совокупности превышающих черту бедности на каждого члена семьи в месяц; наличие сберегательного вклада или депозита в размере более 200 МРП на семью, за исключением ипотечного депозита.
Также предлагается учитывать при назначении АСП наличие в собственности более одного легкового автомобиля, за исключением многодетных семей и семьей, где есть дети с инвалидностью, лица с инвалидностью первой и второй групп – они могут иметь в собственности один или два автомобиля.
В Минтруда считают, что учет как реальных доходов, так и расходов граждан позволит более точно определять уровень их нуждаемости.
«Предлагаемые меры обеспечат повышение адресности социальной помощи: средства будут направлены действительно нуждающимся в социальной поддержке, исключается выплата АСП обеспеченным гражданам, что делает механизм более справедливой», - указывается в документе.
При этом в министерстве ожидают, что принятие этих норм может повлечь негативную реакцию со стороны лиц, получивших банковские займы и микрокредиты в квартале, предшествующем обращению; снизить мотивацию к накоплениям и претенденты на АСП будут намеренно избегать сбережения, чтобы не потерять право на пособие, а граждане в целом могут перейти на наличные средства.
По итогам 2024 года АСП получили порядка 78,1 тыс. семей, или 413,7 тыс. человек.
Поддержите журналистику, которой доверяют.