Тамара Вааль, Астана, Власть
В рамках национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов монополисты направили восемь заявок на займы почти на 126 млрд тенге, сообщил в пятницу в ходе конференции вице-министр национальной экономики Асан Дарбаев.
Как напомнил вице-министр, в рамках национального проекта определены роли технического и финансового операторов. Технический оператор АО «Казцентр ЖКХ» следит за надлежащей реализацией монополистами обязанностей и контролирует ход работ, а финансовый оператором АО «НУХ Байтерек» финансирует проекты путем прямых и облигационных займов и рассмотривает заявки на субсидирование проектов субъектов естественных монополий.
«В настоящее время финансовому оператору поступило восемь заявок субъектов естественных монополий на общую сумму займа порядка 126 млрд тенге, которые направлены на рассмотрение в АО «Банк развития Казахстана», - сообщил Дарбаев.
Еще один механизм финансирования проектов – субъекты естественных монополий с долей участия акиматов будут получать деньги за счет выкупа ценных бумаг. Как отметил Дарбаев, это «эффективный механизм стимулирования модернизации инфраструктуры». В рамках этого механизма в министерстве финансов приняли приказы о выпуске облигаций на 22,5 млрд тенге. АО «Казахстанская жилищная компания» выкупила государственные ценные бумаги на эту сумму и начала работу по запуску 10 пилотных проектов в Павлодарской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.
«Таким образом, привлечение заемного финансирования позволит оптимизировать бюджетные расходы», - подчеркнул вице-министр.
Кроме того, добавил он, в рамках формирования нового бюджета поддержано финансирование на субсидирование части ставки вознаграждения на 2026-2028 годы в размере 35,5 млрд тенге, а также 1,8 млрд тенге – на функционирование технического оператора.
Вице-министр нацэкономики считает, что применение механизма субсидирования позволит обеспечить привлечение «удешевленных» средств на длительный срок, следовательно, «снизит давление на тариф».
Напомним, что для финансирования проектов предусмотрены семь механизмов: прямое финансирование («Банк развития Казахстана», банки второго уровня, микрофинансовые организации, Фонд развития промышленности); синдицированный/софинансирование; облигации (холдинг «Байтерек», Казахстанская жилищная компания, акиматы); бюджетные кредиты; облигации (частный сектор); вхождение в капитал частных монополистов; лизинговое финансирование (Фонд развития промышленности).
Для каждого предприятия будет подбираться индивидуальная модель финансирования.
Субъекты естественных монополий первого (центры агломераций с населением свыше 550 тыс. человек), второго (областные центры с населением от 180 тыс. до 550 тыс. человек) и третьего (моногорода с населением от 70 тыс. до 180 тыс. человек) уровней будут финансироваться через банки второго уровня, международные финансовые институты и «Банк развития Казахстана». Финансирование субъектов естественных монополий на угле будет через Фонд развития промышленности.
Причем «Банк развития Казахстана» будет предоставлять прямое кредитование за счет различных источников, в том числе за счет средств Единого накопительного пенсионного фонда путем выкупа облигаций НУХ «Байтерек» для выдачи займа и за счет Национального фонда, если нет других источников финансирования. Приоритетными условиями финансирования будут показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения более 55%.
Субъекты естественных монополий с долей участия акиматов будут получать финансирование за счет выкупа ценных бумаг, а также за счет привлечения займов международных финансовых институтов. Казахстанская жилищная компания будет предоставлять облигационные займы акиматам за счет различных источников, в том числе ЕНПФ и Нацфонда. Основными критериями отбора станут потребность в модернизации и строительстве инфраструктуры и соглашение о ежегодном приросте тарифа на коммунальные услуги на период действия тарифа.
А субъекты естественных монополий четвертого уровня (малые города с населением менее 70 тыс. человек) с низкой финансовой устойчивостью и низким резервом для повышения тарифа будут дополнительно финансироваться через акиматы за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также через механизм капитализации субъектов естественных монополий.
Поддержите журналистику, которой доверяют.