С 1995 года около 150 млн. тенге материального ущерба потребителям удалось вернуть с помощью РОО «Национальная лига потребителей» в досудебном порядке, 457 млн. тенге – в судебном порядке, и порядка 40 млн. тенге в качестве моральной компенсации, в пятницу в Алматы сообщила в ходе пресс-конференции депутат нижней палаты парламента, председатель правления Лиги Светлана Романовская, передает корреспондент Vласти.
Маргарита Бочарова, Vласть
С 1995 года около 150 млн. тенге материального ущерба потребителям удалось вернуть с помощью РОО «Национальная лига потребителей» в досудебном порядке, 457 млн. тенге – в судебном порядке, и порядка 40 млн. тенге в качестве моральной компенсации, в пятницу в Алматы сообщила в ходе пресс-конференции депутат нижней палаты парламента, председатель правления Лиги Светлана Романовская, передает корреспондент Vласти.
По информации общественного объединения, за период своей деятельности «Национальная лига потребителей» разрешила 7 890 споров в медиативном, претензионном и судебном порядке, из которых чуть более 75% были разрешены в пользу потребителя.
Председатель правления «Национальной лиги потребителей» Светлана Романовская сообщила, что на «горячую линию» Лиги потребителей Казахстана только в прошлом году поступило около 38 тысяч звонков от потребителей. Всего за 20-летний период деятельности объединения на короткие номера лиги поступило более 200 тысяч звонков.
При этом около 30% жалоб потребителей касаются невыполнения КСК своих обязательств по капитальному и текущему ремонту, сантехническому обслуживанию и регулярного повышения расходов на содержание жилья без согласия жителей того или иного дома. Второе и третье места по количеству заявлений от потребителей занимают неправомерное начисление долгов за коммунальные услуги, увеличение тарифов на них и приобретаемая казахстанцами некачественная бытовая техника соответственно.
По словам Романовской, в Казахстане функционирует 38 государственных органов, которые в той или иной степени занимаются защитой прав потребителей, однако их деятельность зачастую сводится исключительно к принятию мер против нерадивых предпринимателей. По мнению же мажилисмена, особое внимание необходимо уделять «формированию ментальности грамотного потребителя» у граждан республики.
«Несмотря на то, что закон («О защите прав потребителей» - прим. автора) слабый очень, мы все равно довольны тем, что есть там одна статья – 9-ая статья, которая предполагает внедрение обязательного потребительского образования в школах, ВУЗах, ПТУ. Но я хотела бы сказать, что ничего по этому поводу со стороны государства не делается, то есть учебники не разрабатываются, студенты не обучаются», - отмечает в этой связи Романовская.
Глава «Национальной лиги потребителей» выступает категорически против предложения агентства по защите конкуренции о создании в Казахстане отдельного государственного органа, который будет заниматься только защитой прав потребителей. «Нам лучше эти деньги использовать для внедрения обязательного потребительского образования в школах, ВУЗах, ПТУ», - убеждена депутат.
Кроме этого, Романовская не поддерживает инициативу Агентства по защите конкуренции по внедрению так называемой обязательной аттестации для всех обществ прав потребителей. Мажилисмен считает эту меру антиконституционной, так как «есть конституция, которая дает нам право на объединение в некоммерческие организации, есть закон о некоммерческих организациях, общественных объединениях, где сказано, что никто не имеет право ограничивать что-либо».
По словам Романовской, на сегодняшний день в Казахстане функционируют всего пять обществ защиты прав потребителей, в то время как на период 90-х гг их количество даже в Алматы почти достигало сорока. В настоящее время в 16 регионах Казахстана функционируют филиалы «Национальной лиги потребителей». В 2012 году членство в этом общественном объединении подтвердило более 38 тысяч человек.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.