Сегодня на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков».
Министр национальной экономики Ерболат Досаев, представляя законопроект, пояснил, что вносимые поправки направлены на повышение прозрачности тарифообразования и деятельности субъектов естественных монополий, а также исключение необоснованных затрат и оптимизацию тарифных процедур и защиту прав потребителей.
В частности, для повышения прозрачности тарифообразования и деятельности монополистов предусматривается: законодательное закрепление создания Экспертного совета для проведения экспертизы тарифов; введение обязанности для доминантов в сфере электроэнергетики проводить публичные слушания; усиление требований по отчетам и публичным слушаниям. Также предлагается обязать субъектов естественных монополий размещать информацию о загруженности сетей, мощностей и пропускных способностей.
Для исключения необоснованных затрат и оптимизации тарифных процедур из тарифа исключаются затраты на финансовую и техническую экспертизы. Техническая экспертиза будет проводиться только для региональных электросетевых компаний, аудит будет проводиться только субъектами, являющимися акционерными обществами.
Кроме того, для монополистов исключается обязанность по разработке плана мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь, отчета о его реализации, но при этом предусматривается обязанность субъектов естественных монополий не допускать наличия сверхнормативных потерь.
В целях защиты прав потребителей предусматривается приоритетное направление субъектами естественной монополии средств, предусмотренных инвестиционной программой на восстановление и реконструкцию существующих активов;
обязанность монополистов возвращать средства от перерасчета температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо путем снижения тарифа при оплате за услуги теплоснабжения.
"В целях увеличения инвестиционной привлекательности отрасли и дерегулирования отдельных сфер естественных монополий в проект Закона внесены поправки, предусматривающие: предоставление субъектам права самостоятельно распоряжаться половиной недоиспользованной частью затрат, заложенных в тариф, возникшей в результате экономии в связи с применением новых технологий, снижением нормативных технических потерь, а также по результатам тендера. Другую половину сэкономленных средств он должен направить на расширение и обновление производственных активов; расширение перечня субъектов естественных монополий, относящихся к субъектам малой мощности, которые имеют право самостоятельно повышать тарифы в пределах индекса потребительских цен по факту прошлого года", - пояснил Досаев.
Важным, по мнению министра, является закрепление в законопроекте норм, направленных на усиление контроля за исполнением инвестиционных программ и иных обязательств субъектов естественных монополий. Для этого предусматривается внедрение учета качества и надежности оказываемых субъектами услуг при утверждении тарифов, а также при осуществлении анализа исполнения инвестиционных программ.
При этом, анализ исполнения инвестиционных программ местных субъектов естественных монополий будет осуществляться совместно с местными исполнительными органами.
Также для повышения качества и надежности услуг предусматривается внедрение стандартов услуг, утверждаемых уполномоченным органом и обязательных для исполнения всеми предприятиями коммунальной сферы.
Депутатам предложенные нормы понравились. Но мажилисменов больше интересовало, как можно снизить тарифы для населения и можно ли это сделать вообще. Депутат Ирина Аронова заметила, что именно высокие тарифы - это один из самых частых вопросов, задаваемых избирателями. Министр, хоть прямого ответа и не дал, но из его слов явственно следовало: о снижении тарифов говорить не приходится.
"Классическая модель тарифообразования - затраты плюс прибыль, которая дается для любого субъекта естественных монополий. Понятно, по тем или иным причинам, особенно на региональном уровне, долгое время сдерживались (тарифы), давали минимальные объемы, но фактически за счет этого реинвестиций не происходило, - сказал Досаев. - Мы сейчас заканчиваем работу над программой тарифной политики до 2020 года, в соответствии с которой мы сможем ввести инвестиционные или предельные тарифы, как было сделано в электроэнергетике. То есть дать возможность монополистам, чтобы под контролем реализации инвестиционных программ, понятные и четкие, для чего они это используют, чтобы можно было их стимулировать качественной своей работе по модернизации тех активов, которые сегодня существуют. Кроме этого, по поручению главы государства разработан проект государственной программы инфраструктурного развития до 2020 года, в нем предусмотрено отдельное направление - модернизация ЖКХ. Это будет дополнительная помощь, чтобы тарифы не поднимались выше, чем мы предполагаем. Но я прямо хочу сказать, что состояние сегодня активов, которые есть - это не менее 65% износ всех сетей, которые мы сегодня имеем. Шансы по водоснабжению и водоотведению у нас достаточно высокие, потому что мы можем его коммерциализировать. (...) Правительство четко понимает свою ответственность, связанную с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства. И наверное, мы со следующего года начнем предпринимать уже системные шаги. Наши потребители, население, юридические лица будут заранее знать, что будет с этими тарифами и что они могут требовать за предоставление таких тарифов".
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.