К 2020 году в Казахстане должна сформироваться четко выстроенная транспортно-логистическая система. Во вторник правительство на своем заседании утвердило ряд документов, призванных развить транспортную систему в стране.
Так, утвержден проект программы развития транспортной инфраструктуры. Как пояснил министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, представляя документ, в ходе реализации программы будет реконструировано и отремонтировано порядка 30 тысяч километров автомобильных дорог, 200 километров железных дорог. 100% автостанций будут соответствовать стандартам, на 100% обеспечатся перевалкой все грузы через порт Актау, 100% аэропортов областных центров, городов Астана, Алматы, Семей и Джезказган будут соответствовать требованиям ИКАО, а грузооборот и пассажиропоток увеличатся в 1,6 и в 1,5 раза соответственно.
Так, будет продолжена реконструкция аэропортов страны, будут реконструированы 11 из 18 существующих аэропортов: в 5 из них запланирована реконструкция взлетно-посадочных полос и пассажирских терминалов, в 6 - реконструкция только пассажирских терминалов. Помимо этого, до 2020 года будет дополнительно открыто 75 новых международных воздушных сообщений. Причем, как подчеркнул министр, терминалы будут реконструироваться преимущественно за счет частных инвестиций.
Наряду с этим начнется и развитие малой авиации. Аскар Жумагалиев сообщил, что на первом этапе будет создано 16 аэродромов малой авиации, причем ТЭО и ПСД уже разрабатываются. «Частные компании, которые будут осуществлять полеты, закупят 30 единиц (авиатехники). Конкретные планы нами прорабатываются и с частными компаниями, и с местными исполнительными органами, чтобы обеспечить развитие малой авиации», - сказал министр.
Программой предусмотрены меры по увеличению регулярных автобусных маршрутов. Если в настоящее время регулярными автобусными маршрутами охвачено 75% сельских населенных пунктов численностью свыше 100 человек, к 2020 году охват будет стопроцентный. Все автовокзалы и автостанции будут приведены в соответствие с требованиями национальных стандартов.
Пройдет и ремонт и реконструкция железнодорожных путей. Так, согласно планам, к 2020 году состояние 81% ж/д путей будет оцениваться как хорошее, 19% - удовлетворительное. Наряду с этим будет и обновляться подвижной железнодорожный парк – локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны. Запланирован и капитальный ремонт всех железнодорожных вокзалов.
Не меньше внимания планируется уделить и развитию инфраструктуры водного транспорта. В частности, уже сейчас реализуется проект по расширению пропускной способности порта Актау, в результате чего пропускная способность порта увеличится с 16,8 миллионов тонн до 20,5 миллионов тонн в год.
В целом, по расчетам минтранскома, в результате реализации всех мер, предусмотренных программой, транзит через Казахстана увеличится более чем в два раза – до 35,7 млн тонн. В 14 регионах страны начнут действовать логистические центры. Кроме того, предполагается создание и внешней терминальной сети - в Китае. Также в ряде городов предполагается аренда терминалов.
Глава национальной компании «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин проинформировал членов правительства о работе по созданию объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) Казахстана, России и Беларуси. Именно на эту компанию возлагаются задачи по освоению объема грузопотока через территорию Казахстана. По словам Мамина, в рамках ОТЛК три железнодорожные администрации - Казахстана, России и Белоруссии - будут предоставлять интегрированные услуги по принципу одного окна - единой технологии стандарта качества и ценовой политики, и как следствие координировать технологические параметры развития магистрально-терминальной инфраструктуры транспортных коридоров.
«Реализация проекта обеспечит дополнительный доход железнодорожной инфраструктуре к 2020 году в размере 780 миллионов долларов и, кроме того, мультипликативный эффект экономики Казахстана составит 5,3 миллиарда долларов», - уточнил глава КТЖ.
Премьер-министр Серик Ахметов, резюмируя обсуждение, подчеркнул, что в реализацию программы развития транспортной инфраструктуры будет привлечено более 5 триллионов тенге инвестиций, как государственных, так и частных.
«Все мы прекрасно понимаем, что развитие транзита через территорию Казахстана, развитие транспортной логистики без строительства соответствующей инфраструктуры, конечно, не осуществится. Поэтому главная задача принятой нами программы – это развитие и строительство транспортной инфраструктуры. Без современных железных дорог, без их обслуживания и эксплуатации, без строительства и реконструкции главных автомобильных коридоров, конечно, логистики не будет. И транзита соответственно, - заявил глава правительства. - Я думаю, те задачи и цели, которые поставлены в программе, при четком контроле по ее реализации, конечно, будут реализованы. У нас принят комплексный план мероприятий по реализации проекта «Казахстан - новый Шелковый путь». Поручаю министерству транспорта и коммуникаций, национальной компании «Казахстан темир жолы» качественно продолжить ее реализацию, совместно с местными исполнительными органами ускорить создание компании по управлению аэропортами и обеспечить жесткий контроль за своевременной реализацией крупных наших автомобильных и железнодорожных коридоров».
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.