• 2922
Правительству надоело использовать «решето» в борьбе с потоками госвлияния в предпринимательстве

Ирина Севостьянова, Vласть

Правительство твердо намерено избавить бизнес-среду от своего присутствия. Сегодня в мажилисе вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков презентовал пакет поправок в законодательство по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности. Законопроект закрепляет принципы «Yellow Pages Rule», предусматривая при этом четкий перечень условий, процедур возможного участия государства в капитале частных компаний.

«Государство прямо или косвенно представлено в предпринимательской деятельности, — констатировал Жаксылыков. — Казахстанский бизнес находится в неблагоприятных условиях, так как госкомпании оказывают конкурентное давление во многих нишах экономики. Это ведет к ухудшению делового климата, к ограничению потенциала и перспектив сфер развития бизнеса, в особенности малого и среднего, и как следствие к оттоку капитала из страны».

При этом, кардинальные изменения требуются и в самом квазигосударственном секторе, для которого «уже давно характерны раздутость и неэффективность управления».

«Количество госкомпаний растет, порой они создаются под каждое поручение, с ними растут и расходы на капитализацию. Средства, выделяемые субъектам квазигосударственного сектора, не всегда используются эффективно.

В настоящее время квазигосударственный сектор составляют 6 963 организации: это госпредприятия на праве оперативного, хозяйственного управления, АО, ТОО c участием государства в уставном капитале, а также национальные холдинги и национальные компании», — рассказал вице-министр.

«Антимонопольный орган обязан проводить анализ и обязан давать предложения по приватизации тех или иных компаний, и он это делает, — подчеркнул Жаксылыков. — Но существуют лазейки, которые не позволяют эту функцию реализовывать эффективно. Мы видим, что это как ношение воды решетом — пока они пытаются что-то сделать, госкомпаниии, квазигосударственный сектор продолжает увеличиваться и разрастаться. Несмотря на всю эту борьбу, мы видим, что уровень присутствия государства в экономике последние шесть-семь лет вырос колоссально».

В настоящее время, по данным Миннацэкономики, в республиканской собственности находятся 398 государственных предприятий, АО (ТОО) с участием государства. В коммунальной собственности — 6 023 организаций с госучастием. В структуре активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний находятся 542 организации. При этом в республиканской собственности более 55% составляют организации социальной сферы, в том числе организации образования — 28% (научные организации, ВУЗы, колледжи), здравоохранения — 15% (сан.эпид. и мед. экспертиза, специализированные научно-медицинские центры, реабилитационные центры), культуры — 7% (театры, музеи, оркестры), оказывающие различные услуги государственным органам — 18% (методические, исследовательские организации, ХОЗУ), сельского хозяйства — 6% (рыбные, лесные питомники, метеорология).

2. В структуре коммунальной собственности более 82% составляют организации социальной сферы, в том числе организации образования 53% (детсады, внешкольные организации, колледжи), здравоохранения 14% (больницы, поликлиники, диспансеры), культуры 10% (дома культуры, музеи, театры), в жилищно-коммунальной сфере — 10 % (тепло-энерго-водоснабжение, благоустройство), СМИ — 2%, в сельском хозяйстве — 3% (ветеринарные службы).

Изучив международный опыт, правительство решило закрепить в законодательстве такие принципы, как ограничение создания дочерних структур госкомпаниями; невмешательство государства в те сферы экономики, где представлен бизнес; усиление роли антимонопольного органа. Для их реализации в законодательство вводится жесткое ограничение в создании новых госпредприятий и дочерних компаний. Также закрепляется приватизация тех госкомпаний, которые созданы вопреки определяющим принципам. При этом предусматривается создание госкомпаний и дочерних структур в случаях: отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества; использования и содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности; осуществления деятельности организациями в сферах, отнесенных к государственной монополии, а также создаваемых для анализа эффективности и выработки предложений по совершенствованию государственной политики; отсутствия на соответствующем товарном рынке субъекта(-ов) частного предпринимательства, осуществляющего(их) производство и (или) реализацию аналогичного либо взаимозаменяемого товара; когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, указами президента Республики Казахстан или решениями правительства.

«В случае отсутствия конкуренции на том или ином рынке, государством может быть принято решения о создании юридического лица с его участием. Такое юридическое лицо должно создаваться на принципах ГЧП с последующим выходом государства из данного юридического лица с учетом периода окупаемости проекта, — пояснил Жаксылыков, добавив при этом, — Использование инструментов ГЧП будет способствовать созданию и росту субъектов предпринимательства в тех сферах, в которых они не смогли бы развиваться без поддержки государства на начальном этапе».

Действующее законодательство позволяет госкомпаниям без согласия антимонопольного органа осуществлять новые виды деятельности даже в тех сферах, где присутствует частный бизнес. Это создает возможность госкомпаниям, с учетом существующего за ними государственного административного ресурса, занимать доминирующее положение в соответствующих сферах.

«В этой связи, законопроектом вводится норма, закрепляющая проведение ежегодного анализа товарных рынков Антимонопольным органом на предмет выявления видов деятельности и госкомпаний для передачи в конкурентную среду», — отметил вице-министр.

Кроме того, исключаются и возможные лазейки по сохранению госактивов. В частности, пояснил Жаксылыков, сегодня на практике при продаже госкопманий устанавливается завышенная стоимость государственных активов, и госкомпании, пользуясь отсутствием покупателей по высокой цене, продолжают осуществлять свою деятельность. Данная практика создает лазейку для компаний с государственным участием присутствовать на рынке.

«В целях исключения данной возможности законопроектом вводится норма, предусматривающая обязательную ликвидацию предприятий и юридических лиц со сто процентным государственным участием, а также отчуждение доли участия государства, в случае их не приватизации в течение 2-х лет с момента принятия такого решения», — уточнил он.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики