Информация о политзаключенных Казахстана будет размещаться на специальном сайте tirek.org, сообщил председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Евгений Жовтис на пресс-конференции, прошедшей во вторник в Алматы.
Тогжан Калиаскарова, Vласть
Информация о политзаключенных Казахстана будет размещаться на специальном сайте tirek.org, сообщил председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Евгений Жовтис на пресс-конференции, прошедшей во вторник в Алматы.
Правозащитник Евгений Жовтис, сообщил, что с термином «политический заключенный» в Казахстане связано много «мифов».
«Считается, что статус политического заключенного кто-то присуждает, никто ничего не присуждает. Официально признанной процедурой присуждение статуса политзаключенного нет. Он появляется как результат оценки правозащитными организациями ситуации с тем или иным конкретным лицом или той или иной конкретной группой лиц», - рассказал правозащитник.
Группа инициаторов заявила, что на сегодняшний день очень сложно ответить на вопрос «Кто конкретно в современном Казахстане может рассматриваться как политический заключенный?»
По словам Евгения Жовтиса лицом, являющимся политзаключенным может считаться человек, отбывающий наказание в виде лишения свободы, на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда, в результате обвинения в совершении преступления, предусмотренного одной или несколькими статьями Уголовного кодекса РК, которые можно отнести к «политическим».
«Политическими заключенными мы считаем тех людей, которые были осуждены под так называемым «политическим статьям», речь идет о тех статьях, которые с нашей точки зрения в законодательстве идут вразрез с международными стандартами представлении о свободе слова, о свободе поведения, о свободе политической деятельности, о свободе действии, то есть те статьи Уголовного кодекса, которые прямо указывают, что их используют для наказания данного лица, за то, что он занимается оппозиционной политической деятельностью, за то, что он занимается независимой точкой зрения, за это он преследуется», - сообщил правозащитник.
Лицом, включаемым в список политических заключенных, по мнению юристов и правозащитников, отличает наличие истории преследования за свои убеждения, публичность, доступность, ясность в выражении своих политических и иных убеждении, значимость персоны, сознательное участие в общественной и политичнской деятельности, членство в определенной общественной, религиозной, национальной, политической организации или группе.
По словам представителей инициативной группы на сегодняшний день политическими заключенными являются Арон Атабек, Владимир Козлов, Роза Тулетаева, Вадим Курамшин, Саят Ибраев, Мухтар Джакишев. Их имена перечислены на сайте.
Юрист Амангельды Шорманбаев уверен, что в Казахстане нет четкого перечня статей Уголовного кодекса, которые можно было бы назвать «политическими статьями».
«Необходимо пояснить, что так называемые «политические статьи» берут корни еще из советского периода, так называемые государственные преступления, антисоветчина. Наши подходы рассмотрения дел о политических заключенных достаточно узкие, в отличие от мирового опыта, где понятие политическая преступность включает не только преступления связанные с человеком, который выступил против государства и его режимов», - сообщил он.
Как пример юрист использовал «хит последнего времени 164 статью «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды». По его мнению, эта статья может однозначно использоваться и в политических целях.
Гражданская активистка Бахытжан Торегожина считает, что «политзаключенных государство ошибочно преподносит как уголовников, причем старается максимально отдалить от политики». Главная цель сайта tirek.org по ее мнению, публичная реабилитация политзаключенных.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.