В школах столицы на экспериментальной основе может быть внедрен предмет «психология». Соответствующее поручение в четверг на августовском совещании педагогов дал аким Астаны Имангали Тасмагамбетов.
«Определенно, это вопрос не одного дня. Предлагаю обратиться к министерству образования рассмотреть возможность введения на экспериментальной основе в некоторых школах Астаны предмета „Психология“. И в ближайшее время разработать с участием компетентных психологов-практиков единое методическое пособие базового курса психологии: с учетом исторического опыта, анализа актуальных для современного времени тем, методик и форм преподавания, организовать внеурочные психологические тренинги с учениками старших классов по сложным мировоззренческим вопросам, обеспечить добровольное и активное вовлечение родителей к обсуждению непростых психологических тем воспитания детей. В течение учебного года провести семинары-тренинги для директоров школ, отдельно для заместителей директоров школ по воспитательной работе, а также для классных руководителей старших классов с участием известных педагогов-психологов», — поручил Тасмагамбетов начальнику управления образования столицы и своему заместителю.
Глава города провел экскурс в историю предмета «психология» и рассказал об отличиях преподавания 19 и 21 века.
«Очевидно, что если программа психологии 19 века ставила перед учеником задачи самопознания и саморазвития, то современный курс направлен на коммуникацию с людьми и психологическую защиту от агрессивного воздействия окружающего мира», — сказал он.
Аким напомнил, что до 2009 года в школах страны был такой предмет как «Этика и психология семейной жизни». Однако «в нашей стране этот предмет сначала вводили, не разъяснив цели и задачи, а потом исключили в угоду оптимизации урочных часов, не объяснив нецелесообразность».
«Безусловно, вопросы взаимоотношений в семье очень актуальны в подростковом возрасте, когда в поисках ответа на многие, достаточно сложные жизненные темы, ребенок находится в заблуждении и попадает в тупиковые ситуации. Тогда он вынужден искать ответы на вопросы в интернете, где информация подчас не является научным фактом и зачастую направляет ребенка по ложному пути. Очевидно, что в эти моменты реальной духовной опорой для него должна стать Школа в лице подготовленных педагогов и психологов», — отметил глава города.
Тем не менее, по его словам, это не представляется возможным в виду отсутствия высококвалифицированных специалистов.
«И потому, мы, к сожалению, вынуждены констатировать наличие сложных социальных проблем в школьной и внешкольной жизни наших детей: это — и формируемое в подростковой среде криминальное мышление, и рост наркомании, и проблемы сложных подростков с девиантным поведением», — констатировал он.
В этой связи, неудивительно, что в Астане неуклонно растет количество преступлений среди несовершеннолетних. Если в 2013 году было зафиксировано 25 случаев, то только за 7 месяцев текущего года детьми и подростками совершено 53 преступления.
«Но самым трагичным явлением, безусловно, является детский суицид. На примере нашей столицы могу сказать, что эта проблема обретает опасные масштабы, — признал Тасмагамбетов. — Только за последние 3 года среди несовершеннолетних детей столицы зарегистрировано 89 попыток суицида, из них 14 случаев с летальным исходом».
Не последнюю роль, по его словам, «в этой страшной статистике играет интернет, как мощное средство коммуникации, молниеносно распространяемой информацию о суицидах, что порождает по теории „эффекта Вертера“ новые самоубийства».
При этом, анализ сетевых ресурсов показал, что суицид стал среди значительной части юных пользователей «модной темой».
«При вводе слова „суицид“ в поисковике Google первые 20 результатов оказались таковы: примерно 60 процентов — это сайты с нейтральной общей информацией, где указаны сведения о возможных причинах суицида, приведена статистика по странам, полу и возрасту; 20 процентов — это сайты, предлагающие помощь в разрешении суицидальной ситуации; и 10 процентов — это сайты или форумы для обсуждения, где ведется скрытая пропаганда суицида и описываются его способы», — привел статистику Тасмагамбетов.
«Такое положение дел поднимает серьезный вопрос о рассмотрении включения предмета психологии в школьную программу. Она должна помочь родителям и всему нашему обществу защитить детей от деморализации и воспитать социально и интеллектуально защищенных детей, — продолжил он. — При этом, особый акцент должен ставиться на такие жизненно важные для ребенка темы как: развитие коммуникативных навыков общения с родителями, учителями и сверстниками; изучение природы агрессии, грубости и жестокости; пути повышения самооценки, так как все проблемы — от депрессии до суицида связаны с самооценкой каждого ученика и безопасное общение с интернетом», — заключил он.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.