Неполадки с автопилотом, ошибки командира экипажа и сложные погодные условия стали причиной крушения 25 декабря прошлого года АН-72 Погранслужбы, таковы предварительные итоги расследования. Сегодня их озвучил официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет Суиндиков.
Неполадки с автопилотом, ошибки командира экипажа и сложные погодные условия стали причиной крушения 25 декабря прошлого года АН-72 Погранслужбы, таковы предварительные итоги расследования. Сегодня их озвучил официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет Суиндиков.
Уголовное дело по факту крушения было возбуждено по статье 392 Уголовного кодекса «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». Расследование проводится межведомственной следственно-оперативной группой под руководством спецпрокурора Главной военной прокуратуры.
«Самолет 25 декабря 2012 года в 16 часов 52 минуты вылетел с аэропорта Астаны в Шымкент. Перед полетом проводился предполетный медосмотр экипажа, который был допущен к выполнению полетного задания. Проведена судебная физико-химическая экспертиза жидкости, добавляемой в авиатопливо в зимнее время, которая признана экспертами пригодной и не имеющей примесей иных жидкостей. Взлет прошел в штатной обстановке, сообщений об отказе оборудования от экипажа не поступало», - рассказал Суиндиков журналистам.
По словам официального представителя, из расшифровки разговоров пилотов установлено, что после взлета отказал автопилот. Командир продолжил пилотирование в ручном режиме, что не противоречит Руководству летной эксплуатации самолетов АН-72.
«Через 2 минуты и 29 секунд командир корабля передал управление самолетом своему помощнику (второй пилот), что запрещено при перевозке пассажиров. На основе сведений регистратора полетных данных следствием также установлено, что через 2 минуты 40 секунд после взлета произошел сбой и отказ радиовысотомера, при том, что не была включена система раннего предупреждения приближения земли (TGPWS Mark VIII). Полет был продолжен на основе показаний барометрических приборов измерения высоты. Согласно данным предварительного расследования в ходе полета наблюдались сбои и в работе барометрического высотомера. Так, на 19 минуте полета показания высоты скачкообразно менялись с 696 до значения минус 1 375 метров, на 22 минуте – с 749 до 2 672 метров. Кроме того, из разговоров пилотов следует, что в ходе полета имело место и обледенение самолета. Это подтверждается и результатами осмотра места происшествия, где на фрагментах крыльев самолета было зафиксировано наличие «бархатного» льда», - информировал Нурдаулет Суидиков.
Дальше действия развивались следующим образом – в 18 часов 31 минуту самолет пошел на посадку. По утверждению Генпрокуратуры содержание разговоров экипажа, данные метеослужб и свидетельские показания указывают на то, что АН-72 шел на посадку в сложных погодных условиях, при ограниченной видимости.
«Кроме того, следствием установлено, что при осуществлении посадки командиром не выполнены указания диспетчера об установлении на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента. В результате, при снижении показатели высотомера могли иметь искажение до 385 метров. В 18 часов 54 минуты 25 декабря 2012 года на удалении 21 км от контрольной точки аэропорта Шымкента самолет столкнулся со склоном оврага и потерпел крушение. Двигатели АН-72 работали до соприкосновения с землей, шасси находились в выпущенном состоянии», - отметил представитель генпрокуратуры.
Анализ содержания разговоров пилотов показал, что посадка самолета осуществлялась в штатном режиме, без паники и каких-либо беспокойств. «Возникновение в последние секунды полета препятствия в виде склона оврага явилось для них неожиданностью», - сообщил журналистам спикер.
На основе этих данных были сделаны сследующие выводы о причинах крушения:
1.неполадки в бортовом оборудовании самолета (выход из строя автопилота и радиовысотомера; сбои в работе барометрических приборов измерения высоты);
2.ошибки командира экипажа при пилотировании самолета (не включение системы раннего предупреждения приближения земли; неправомерная передача управления самолетом помощнику командира корабля; не установление на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента);
3.сложные метеорологические условия (снег с дождем; переохлажденный туман; ограниченная видимость; сильное обледенение).
«В связи с установлением ряда отмеченных неисправностей в бортовом оборудовании 4 января текущего года в правоохранительные органы Украины, где в 2012 году восстанавливался ресурс самолета, направлено международное следственное поручение. В поручении поставлены вопросы, связанные с процессом ремонта самолета, в том числе касающиеся объема и качества выполненных работ по замене узлов, деталей и агрегатов», - резюмировал Суиндиков, добавив, что расследование все еще продолжается. Следствием будет дана правовая оценка действиям наземных служб и командования воинской части, к которой был приписан самолет.
Напомним, в результате крушения под Шымкентом погибли все члены экипажа и пассажиры военно-транспортного самолета – 27 человек. Среди погибших - временно исполняющий обязанности директор Пограничной службы полковник Стамбеков Т.М, его супруга, и сопровождающая группа офицеров центрального аппарата Службы, а также военнослужащие Регионального управления «Оңтүстік». Наряду с проведением неотложных процессуальных мероприятий, следствием обеспечены ускоренная идентификация личностей погибших и их передача семьям для захоронения.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.