Юрист из Восточно-Казахстанской области Роман Реймер работал над исследованием, которое показало - 100 процентов инфраструктуры судов в регионе не соответствуют потребностям людей с ограниченными возможностями. Он написал текст, в котором приводит три причины того, что безбарьерная среда может стать успешным политическим проектом, предлагает один бизнес-план и наброски для предвыборной кампании.
Роман Реймер, юрист, специально для Vласти
Каждый, кто хоть раз в своей жизни открывал Конституцию, (это такая тонкая книжка, основной закон нашей страны), знает, что Республика Казахстан утверждает себя правовым, светским и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь права и свободы.
В 2014 и 2015 году группой исследователей был проведен мониторинг законодательства, а также зданий судов Восточно-Казахстанской области на предмет соответствия инфраструктуры судов для нужд инвалидов (я буду употреблять термин «инвалиды», поскольку вся правовая база в стране им оперирует). Мониторинг показал, что 100% зданий судов не отвечают требованиям законодательства с точки зрения доступа к правосудию инвалидов. Фактически, кроме пандусов инфраструктура зданий судов Восточно-Казахстанской области ни чем другим похвастаться не может.
Хотя помимо пандусов, в зданиях судов должны быть установлены информационные стенды, выполненные точечным шрифтом Брайля, должны работать сурдопереводчики, должны быть установлены специально оборудованные уборные комнаты, не говоря уже об основных помещениях суда, которые должны соответствовать потребностям таких людей.
Таким образом, из результатов мониторинга следует, что орган, призванный осуществлять от имени Республики Казахстан закон и иметь своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, сам дискриминирует целую социальную группу. Мониторинг был проведен лишь в рамках ВКО, однако я лично сомневаюсь, что ситуация с инфраструктурой как зданий судов, так и иных государственных и социальных учреждений соответствует в полной мере законодательному стандарту.
Ситуация с правами инвалидов коррелируется со старинной новозаветной перефразированной формулой: так инвалиды для государства или государство для инвалидов?
Если задуматься, создание безбарьерной среды взаимовыгодно. И тому есть ряд причин.
Первая это – право.
Помимо того, что Республика Казахстан позиционирует себя, как ответственный член ООН, внутри ее ратифицирован ряд как международно-правовых документов, так и законодательных актов внутригосударственного значения.
К первому относится Конвенция ООН «О правах инвалидов», с помпой ратифицированная в феврале 2015 года, ко второму – закон «О социальной адаптации инвалидов», принятый в 2005 году.
Не буду подробно останавливаться на разборе данных правовых документов, скажу лишь одно: вышеуказанные документы при имплементации в правовое поле позволят инвалидам чувствовать себя равноправными членами общества. Таким образом, мы приходим к выводу, что законы, действующие на территории нашей страны, формально хороши и в тоже время необязательны для исполнения.
Основополагающим принципом как гражданского (внутригосударственного) так и международного права, является принцип Pacta sunt servanda (договор должен исполняться).
При манкировании государством в одностороннем порядке своих обязанностей с правовой точки это выглядит как отказ от существующего социального договора. По этому договору мы, общество, и инвалиды, как неотъемлемая его часть, делегируем государству определенное количество своих прав и обязуемся нести перед ним ответственность, предусмотренную законом, в обмен на соблюдение наших законных прав и интересов. Но дискриминация отдельно взятого человека или целых социальных групп является питательной средой для протеста и несет репутационные потери для государства.
Экономика
Удивительно, но факт - наше государство на полном серьезе считает: права человека - отдельно, экономика - отдельно.
Данное обстоятельство не выдерживает никакой критики. Во-первых, темпы роста ВВП падают. Согласно рейтингу стран по уровню восприятия коррупции Transparency International, в 2014 году Республика Казахстан занимала 126 место, рядом с такими «светочами демократии», как Гамбия, Гондурас, Непал, Того.
Более того, при внимательном изучении списка богатейших стран мира составленных Всемирным Банком, становится ясно, что 8 из 10 стран, это - устойчивые демократические системы. С точки зрения бизнеса, права человека необходимы по одной простой причине - они устанавливают единые для всех правила игры, а именно: обеспечивают работающие законы регулирующие бизнес-сектор, а также право на справедливое судебное разбирательство.
По данным департамента труда и социальной защиты ВКО, количество инвалидов на 23.06.2015 года составляет 59 945.
Общая численность инвалидов в Республике Казахстан составляет 626 тысяч человек. Величина прожиточного минимума в Республике Казахстан составляет с 2015 года 21 364 тенге.
Обратимся к Закону «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту Республике Казахстан», точнее к ст. 12 регламентирующей размер пособий, по инвалидности начиная с 1 апреля 2014 года.
Инвалидам первой группы - 1, 42 прожиточного минимума (30 336 тенге);
Инвалидам второй группы - 1,11 прожиточного минимума (23 714 тенге);
Инвалидам третьей группы- 0,78 прожиточного минимума (16 663 тенге).
Далее предлагаю провести один весьма условный математический эксперимент.
В стране проживает 626 тысяч инвалидов, давайте условно разделим эту цифру на 3, то есть представим безотносительно групп инвалидности, детей инвалидов и прочих равны, что у нас в стране проживает 208,6 тысяч инвалидов каждой из трех представленных групп.
Затем умножим сумму, причитающуюся в качестве пособий, на количество инвалидов и получим следующую цифру:
Инвалидам первой группы - 6 328 089 600 миллиардов тенге ежемесячно;
Инвалидам второй группы - 4 946 740 400 миллиардов тенге ежемесячно;
Инвалидам третьей группы - 3 475 901 800 миллиардов тенге ежемесячно
Общая сумма – 11 750 731 800 миллиардов ежемесячно.
Умножим на 12 месяцев и получим 141 008 781 600 (!) миллиардов тенге - такова общая, условная, повторюсь, сумма, которое государство потратит на выплаты социальных пособий по инвалидности.
Логично предположить, что далеко не все инвалиды являются абсолютно недееспособными. Однако именно барьеры окружающей среды в виде городской инфраструктуры являются непреодолимым препятствием свободного доступа инвалидов, как к социальным объектам, так и потенциальным рабочим местам.
Представьте себе на минуту, колоссальную программу по созданию безарьерной среды для инвалидов, которая будет включать в себя модернизацию инфраструктуры городов Казахстана. От нее сплошные плюсы – приток инвестиции, создание рабочих мест, имиджевые плюсы.
Это позволит трудоустроить работоспособных инвалидов, что в свою очередь приведет к пополнению бюджета, за счет пенсионных, социальных отчислений, а также косвенных налогов. Это позволит сбалансировать бюджет и колоссальная цифра выплат пособий, частично будет перекрываться за счет налоговых поступлений.
Политика
Как упоминалось выше, количество инвалидов в Республике Казахстан составляет 626 тысяч человек - 3% от общей численности населения Республики Казахстан.
Однако не стоит забывать, что у каждого инвалида есть семья, состоящая как минимум из 2-х человек + минимум 1 друг/подруга. Таким образом, заинтересованных в соблюдении прав инвалидов людей можно смело умножать на 3. Это порядка 2-3 млн. человек, которые потенциально являются бенефициарами программы создания безбарьерной среды в Казахстане.
Но эти же люди являются, внимание, избирателями! При реализации данной программы, у действующей власти будет 2-3 миллиона «искренних» избирателей, что, поверьте, мне во времена политической волатильности массового сознания - весьма существенная цифра.