Общественный совет Астаны впервые провел публичные общественные слушания. Общественности почти не было замечено.
Общественные слушания были посвящены актуальному для горожан вопросу - состоянию и развитию транспортной системы. Анонсировалось мероприятие заранее, как минимум за полторы недели в социальных сетях размещались объявления и контактные телефоны с приглашением всех желающих принять участие в дискуссии. Но то ли соцсетями пользуются далеко не все, то ли при формировании списков все же существовал некий фильтр, но общественности в большом зале акимата было немного, были даже свободные места. Секретарь маслихата города Сансызбай Есилов, открывая заседание, сообщил, что в числе участников 20 представителей общественности. Правда, не уточнил, какую именно часть столичного общества они представляют.
Основной доклад озвучил заместитель акима Астаны Сергей Хорошун, сразу же посетовавший на сложную транспортную ситуацию в городе - сегодня в столице зарегистрировано более 340 тыс транспортных средств, то есть на тысячу жителей приходится 340 автомобилей. Ежегодный прирост транспортных средств - 10%. Для решения проблем в городе разработан план развития транспортного комплекса, а ключевой задачей заместитель акима определил увеличение доли населения, пользующейся общественным транспортом с нынешних 33% до 45% к 2020 году.
"Для сравнения, в Вене общественным транспортом пользуется 35%, Сингапуре 63%, Москве 66%, Лондоне 37%, Нью-Йорке 54,3% и вОттаве 23%. А также мы стремимся к увеличению пропускной способности улично-дорожной сети с 37,5 тыс. тс/час до почти 43 тыс. тс/час", - сказал Хорошун.
Руководитель управления пассажирского транспорта Едил Сулейменов проинформировал, что ежесуточный пассажиропоток в Астане составляет 850 тысяч. В городе работает 9 операторов пассажирских перевозок, из них один коммунальный. Общее количество маршрутов составляет 85 единиц – 67 городских, 4 экспресс маршрута, 14 пригородных, количество подвижного состава составляет 1 025 маршрута, из них 246 не соответствует техническим требованиям.
"До 2020 года мы планируем обновить подвижной состав на 100%.В ближайшее время проходит процесс внедрения электронной системы оплату проезда, которая позволит внедрить новую тарифную политику, представить пассажирам широкий ряд сервиса, экономить как личные средства, так и время на проезд в общественном транспорте. Результатом внедрения электронной системы оплаты станет упрощение процедуры оплаты проезда, транспарентность денежного потока, снижение количества пассажиров. В рамках внедрения электронной системы оплаты для пассажиров пригородных направлений будет внедрена тарифная сетка на основе деления на транспортные зоны, тарификация позволит сократить количество тарифов с 25 до 5-ти. А так же снизить стоимость проезда для 97% пригородных пассажиров в среднем на 44,5 тг. Пассажирам, использующим транспортные картыбудет дана возможность бесплатной пересадки пригородных маршрутов на городские и экспресс маршруты в течении 60-ти минут", - рассказал Сулейменов.
За все новшества в столице отвечает специально созданное ТОО "Астана LRT". Его руководитель Талгат Ардан рассказал о ключевых новшествах и ближайших планах. Так, оснащение перекрестков 42 "умными светофорами" на 23% увеличило мобильность транспортных средств на шести улицах. В планах компании - реализация второй очереди проекта, это 2016-2017 годы, "это 54 светофорных объекта на перекрестках, на которых мы предполагаем повышение плотности транспортных средств, и третья очередь - 2018-2019 годы реализация, охвачено будет порядка 62 перекрестков. Всего предполагается покрытие 95% системой, это 402 светофорных объекта".
Продолжится и внедрение одностороннего движения на дорогах Астаны. Талгат Ардан сообщил, что по результатам пилотного проекта "средняя скорость движения выросла аж до 30%, сокращение простоя на перекрестках достигло 78 секунд, снижение до 49 секунд, интенсивность транспортных средств увеличилась до 20%".
"20 августа предполагаем внедрение третьего этапа одностороннего движения, это по улице Букейхана с выходом на улицу Агибай-батыра с примыканием до проспекта Республики. Это позволит нам снизить нагрузки на трех основных перекрестках", - сказал глава "Астана LRT". Стоит заметить, что несколько лет назад аналогичный эксперимент по внедрению одностороннего движения проводился на тех же самых улицах, однако уже через несколько месяцев городские власти от него отказались - из-за неэффективности.
Еще одно новшество, которое готовит астанчанам "Астана LRT" - это платные парковки. В качестве пилотного проекта планируетсч использовать бульвар Нур Жол, разместив там 910 парковочных мест. Кстати, из присутствовавших представителей общественности лишь один человек поинтересовался этим новшеством, но только с позиции людей, живущих на этом бульваре - будет ли какой-то приоритет "для резидентов двора ЖК "Нурсая" (ЖК "Нурсая" - элитный жилой комплекс, расположенный на бульваре Нур Жол, в нем проживают депутаты парламента). Талгат Ардан заверил, что "резидентская программа предусмотрена".
Предлагается сделать и платный въезд в город. По данным "Астана LRT", ежедневно в столицу въезжает порядка 75 тысяч транспортных средств, причем основная нагрузка происходит в период с 7.00 до 10.00 утра. "Предлагается механизм, который также имеет международное подтверждение - это платный въезд в город, это в определенный период вводится определенная плата за въезд, условно говоря, с 7 до 10 утра въезд в город 200 тенге. Альтернатива какая - можно въехать до 7 утра или после 10 утра, - рассказал Ардан. - На сегодняшний день идет отвод земли, идет подготовка технического решения, это не шлагбаумная система, принцип сквозного транзита, но в течение 24 часов водитель должен будет оплатить проезд, в случае неоплаты подпадает под действие закона и будет оштрафован в соответствии с административным кодексом на 5 МРП".
После докладов началась сессия вопросов и ответов. Первый же вопрос был задан ветераном труда, который пожаловался на водителей автобусов, нарушающих правила дорожного движения и на бардак в салонах. Вслед за ним еще один ветеран настоятельно рекомендовал улучшить внешний вид контролеров в автобусах. Собравшиеся кивали и обещали дать ответы на сайте акимата.
Прозвучала и жалоба - на улице Бараева был ликвидирован пешеходный переход, между светофорами, которые находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. "Утром, когда каждая минута дорога, люди все равно идут по старой "зебре", надо вернуть пешеходный переход", - эмоциально сетовала выступающая. Сансызбай Есилов ей советовал: "Четче формулируйте, и короче".
В общей сложности, представителям общественности удалось задать не больше десятка вопросов. По большей части уточняющих - как оказалось, практически всех собравшихся планы устраивают и даже вдохновляют, а потому вопросы сводились к рекомендациям улучшить тот или иной момент вроде внешнего вида кондукторов. Одного из вопрошающих и вовсе прервали предложением "уважить депутата" - вопрос решил задать депутат городского маслихата Мажит Шайдаров, возглавляющий медицинский университет. Он рассказал о своих сложных отношениях с управлением пассажирского транспорта столицы. Как оказалось, ректор медуниверситета неоднократно писал в управление с просьбой создать специальный маршрут или же внести изменения в один из действующих городских автобусных маршрутов с тем, чтобы было транспортное сообщение между двумя корпусами университета. Ответа он не дождался, а потому публично резюмировал: "Управление пассажирского транспорта формально относится к рассмотрению жалоб населения". Заместитель акима тотчас пообещал с этим вопросом разобраться.
Несмотря на то, что в зале еще были желающие задать вопросы, Сансызбай Есилов "сессию вопросов" прекратил и предложил выступить заранее записавшимся. Люди начали расходиться. Их стали останавливать юноши в строгих костюмах, преграждая выход, хватая за руки и шепотом выкрикивая "посидите, пожалуйста!", "нельзя выходить". Но общественность уходила.
Выступать в это время вышла председатель комиссии по экономическим вопросам Общественного совета Гульнар Кусаинова. Суть выступления свелась к тому, что при реализации планируемых новшеств нужно "учитывать все нюансы". Среди нюансов - предложение поэтапно вводить оплату за парковку, начиная от 50 тенге в час с повышением до 150, а при введении платного въезда в город учесть интересы жителей пригородных зон, ежедневно едущих на работу в столицу.
Окончательного решения о правильности предпринимаемых акиматом действий на слушаниях принято не было. Как отмечено в пресс-релизе, общественный совет "проведет анализ и примет решение о дальнейшей реализации проектов с учетом общественного мнения". Ну, а поскольку мнения высказывались преимущественно положительные, в итоговом решении можно не сомневаться уже сейчас.