Главным событием прошлой недели стал смертный приговор Руслану Кулекбаеву, который и на телевидении, разумеется, не смогли обойти стороной. Известный депутат, регулярно выступающий в теперь снова авторском «Портрете недели», особенно расстарался, чтобы убедить своих зрителей в том, что судебный процесс над террористом не стоило и затевать.
На официальном сайте телеканала «Хабар» висит внушительных размеров баннер, на котором с гордостью написано «Наши 25». Это название новой программы государственного канала, посвященной 25-летней истории нашей республики. В ней за полукруглым столом с ведущими беседуют свидетели или участники самых важных событий страны с момента обретения независимости. «Наши 25» предстают перед зрителями трудными, но вместе с тем прекрасными годами, которые доказывают одно – Казахстан неуклонно движется в число самых развитых и прогрессивных стран мира. И именно в этой незаурядной стране мира на минувшей неделе человека, виновного в террористической атаке, приговорили к смертной казни. В итоговой программе «Хабара» об этом нелицеприятном факте решили не рассказывать вовсе. И совсем не важно, что речь идет о теракте в крупнейшем городе страны. «Хабар» живет официальными новостями, отмечает «наши 25».
На КТК риторика, конечно, другая. Известный журналист, а ныне и избранник народный, Артур Платонов каждое воскресенье представляет аудитории итоги недели. В минувшее воскресенье случилось неожиданное – Артур Станиславович внезапно прозрел и выразил свое глубочайшее уважение Америке, которая вообще-то виновата обычно во всех человеческих грехах. В этот раз дело обстояло по-другому.
«Сейчас они там на Западе чаще всего подходят совершенно прагматично, поскольку суд, привлечение внимания, освещение событий, дискуссии выгодны только террористам. Потому их просто убивают сразу при задержании. И никаких громких процессов и ненужной рекламы для нелюдей», - сказал он своим стальным тоном, не сомневаясь в том, что именно так и работает правосудие для людей, обвиняемых в терроризме. Далее все по схеме – десятки синхронов от простых казахстанцев, полностью разделяющих его мнение. Словосочетание «смертная казнь» прозвучит за эти несколько минут так часто, что потом будет казаться, что это действительно позиция всего казахстанского общества.
После Платонов делает уж совсем недопустимый вывод о всех тех, кто в этой стране все еще имеет представление о верховенстве закона: «Безнравственно, если сострадание к преступнику выше, чем сострадание к невинной жертве». И все поборники законности в один миг превратились в безнравственных людишек, которым лишь бы бессмысленное судилище над террористом учинить. Таково мнение человека, который в нижней палате парламента уполномочен представлять наши с вами интересы. Человека, чья прямая обязанность заключается в том, чтобы «строго подчиняться» Конституции страны и ее законам.
Все дальнейшие слова ведущего были направлены исключительно на то, чтобы убедить казахстанцев в собственном величии, которое, разумеется, не подразумевает никакого снисхождения к преступникам.
«... у нас, где всегда ценили и уважали все религии и все национальности, ценили человеческую жизнь и свободу духа, чья цивилизационная модель с опорой на духовные ценности, а не на культ силы и страха, служит образцом для многих, и это не нравится многим. Возможно, потому это единство и стабильность не по душе некоторым, потому что делает нас сильнее, а им бы хотелось ослабить, чтобы легче было бы подчинить и добраться до наших богатств, расколоть, превратить в других, истребить все, что для нас веками ценно и выстраданно, за что проливали кровь. Для этого нужны изверги-нелюди», - без малейших пауз вещал Платонов о каких-то абстрактных врагах Казахстана.
То есть он совершенно серьезно полагает, что ненависть к представителям отечественных правоохранительных органов была взращена в Кулекбаеве некими внешними силами, которые только и желают того, чтобы уважение к свободе духа в Казахстане было скомпрометировано? Увы, для этого чаще всего вполне достаточно наших внутренних ресурсов.
В это время на Первом канале «Евразия» по стопам Артура Платонова уверенно вышагивает Аймира Шаукентаева со своей «Аналитикой»: «Мы отвыкли даже на каком-то психологическом уровне от того, что можно хоть как-то легально, законно убить человека. Но этот случай исключение из всего! Сам по себе, по своей сути, по вынесенному приговору, и, кто знает, вполне может быть, что он станет и поводом для отмены моратория». Скромно, конечно, но заявка сильная, согласитесь?
Ее коллега в своем сюжете вторит ей: «Создать прецедент в правовой практике нашей страны может общество. По закону граждане Казахстана имеют право обратиться к президенту с просьбой отменить мораторий на применение высшей меры наказания». Да, «Евразия», как видно, действует в этом отношении более прагматично. Действительно, к чему эти напрасные философствования о ценности казахстанской «цивилизационной модели», если можно написать письмо на имя Нурсултана Назарбаева? Можно, кстати, предположить, что глава государства уже немало писем получил с просьбой прекратить вещание на территории Казахстана Первого канала «Евразия», когда тот активно доказывал своим зрителям, что земельные митинги, на которые они ходят, давно проплачены врагами республики.
Однако в данном случае с закрытием канала торопиться не стоит. По «Евразии», по крайней мере, показали председателя Конституционного суда Игоря Рогова, который сказал, что «не государство дало жизнь, и не государство должно отнимать». Хочется все же поблагодарить информационных редакторов канала за то, что им не пришла в голову идея выйти на улицу и собрать на камеру самые реакционные мнения общественности. Зачем этим занимается команда Артура Платонова, совершенно непонятно. Железные нотки в голосе, традиционно черный костюм и монотонное обвинение «некоторых» в том, что они желают зла мирным казахстанцам, пока работает вполне успешно.