Общественники рекомендуют правительству отозвать нормы по временно регистрации и инициировать кардинально новый закон «О миграции населения». Накануне в Астане за одним столом представители власти встретились с известными общественными деятелями, чтобы обсудить вопрос самой актуальной на сегодня темы – введения в стране временной регистрации граждан. Те, кто в последние две недели активно высказывались в социальных сетях, встретились с министром информации и коммуникаций Дауреном Абаевым.
Представители МВД отказались прийти на эту встречу с ярким названием «Страсти по регистрации: как реформировать систему учета граждан?», организованную дискуссионным клубом PaperLab, так как посчитали, что говорить уже не о чем. Перед началом обсуждения социолог Серик Бейсембаев рассказал, что в МВД посчитали, что «провели уже достаточное количество разъяснений и дополнительных разъяснений не требуется».
Адвокат Джохар Утебеков, больше других юристов комментировавший поправки в соцсетях, напомнил историю вопроса: после июньских терактов в Актобе глава государства провел заседание Совета безопасности, на котором и поручил правительству разработать в кратчайшие сроки законопроект, посвященный борьбе с экстремизмом и повышающий контроль над регистрацией иностранцев. При этом, подчеркнул юрист, в поручении главы государства ни слова не было про регистрацию казахстанских граждан.
«Но почему-то КНБ, как основной разработчик, буквально за пару недель закон («О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму и экстремизму - V») написал. Любому юристу и здравомыслящему человеку понятно, что это не нормально. Сроки написания закона не могут быть такими короткими. Буквально в течение трех дней несколько странных институтов, о которых я раньше не слышал, дали по нему положительные экспертные, правовые заключения, в том числе, экономические, криминологические и, самое удивительное, они сказали, что закон не повлечет никаких социальных потрясений, и не повлечет никаких расходов для населения. Теперь мы видим, что они глубоко заблуждались», - заявил Утебеков.
При этом, отметил он, на выходе из парламента закон претерпел серьезные изменения.
«В правительственном законопроекте была только дефиниция – регистрация по месту временного пребывания. Временные же рамки, которые усугубили ситуацию, появились в парламенте. Самое главное, что подразумевалась отдать это все на откуп правительству. Должны были появиться новые правила регистрации внутренних мигрантов, и этот момент должен был быть более детально отрегулирован. Предполагалось так. Более того, возможно остались бы те же самые три месяца для регистрации, что были раньше, и плюс там не было штрафов. Штрафы планировалось включать только по отношению к арендодателям. В недрах парламента закон существенно ухудшился», - считает адвокат.
Почему так произошло? Это вопрос к парламенту, уверен Утебеков. Все дело в том, что в плане законотворчества обе палаты «абсолютно не прозрачные», и из года в год ситуация становится только хуже. И всю закрытость «четко видно по работе над этим законом».
«На выходе мы получили что-то такое, что ужаснуло не только население, но и ….», - выдержал многозначительную паузу адвокат.
Как результат, весь январь казахстанцы наблюдают картину, когда представители внутренних дел, в том числе, самого высокого ранга, комментируя ситуацию, противоречат друг другу. В итоге, уверен Утебеков, закон стал провальным, полиция и государственная корпорация «Правительство для граждан» оказались не готовы в его реализации. При этом адвокат призвал не винить госкорпорацию и центры обслуживания населения, так как именно они сделали все возможное.
«Понятно, их тоже никто в известность не ставил о принятом законе, и ориентироваться пришлось на ходу. На мой взгляд, вину должны разделить с парламентариями и полицией, АО «Национальные информационные технологии», поскольку в свое время, если бы прошла временная регистрация, появилась бы возможность проводить ее онлайн, может и очередей не было. С другой стороны, по официальным сводкам МВД, больше половины людей, пришедших в ЦОНы, пришли за постоянной регистрацией, а не временной. И это удивительно. Ведь постоянная регистрация есть в электронном доступе на сайте электронного правительства, но народ все равно пришел в ЦОНы. Это говорит о том, что население низко информировано и вовлечено в работу egov (портал электронного правительства - V). Нельзя, наверное, отрицать и того, что население слабо компьютеризировано и имеет низкий (уровень) выход в интернет. Но поскольку тут две стороны: арендатор и арендодатель, то в случае, если у кого-то нет ЭЦП, им обоим идти придется в ЦОН. Надо решать, как упрощать процедуру получения ЭЦП, временной регистрации», - считает адвокат.
Тут в зал как раз вошел министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, а Утебеков продолжил высказывать уже предложения. Так, по его мнению, самым разумным сегодня будет приостановить действие данного закона.
«Как юрист, я вижу следующий выход: причина, почему полиция до сих пор не может нормально откомментировать этот закон заключается в том, то у нас есть большие противоречия между самим законом «О миграции населения» и подзаконными актами, правилами регистрации населения, стандартами. Регистрация долго контролировалась подзаконными актами, сейчас вышла на уровень закона. На мой взгляд, все должно регулироваться на уровне самого закона. Я считаю, что нам нужен кардинально новый закон «О миграции населения», а к вопросу его разработки нужно подойти с привлечением широких кругов общественности, экспертов, правозащитников, специалистов в области регистрации населения, использовать самый передовой, международный опыт. Нужно приостановить действие этих поправок и разработать новый закон с новым подходом к миграционному законодательству и самое главное, спросить надо у народа, а чего хочет он», - предложил Утебеков.
Слово взяла президент «Фонда развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова, назвав «большой ошибкой правительства» то, что они не обратились за технической экспертизой в министерство информации и коммуникаций и тут же попросила Абаева провести консультационную встречу, на которой можно было бы определить причины сложившейся ситуации.
«Не надо искать виноватых, нужно понять, какие ситуации возникли, как их можно снять, и срочно принимать меры по реализации законопроекта сейчас, и по инициированию нового законопроекта», - уверена Батталова.
Она напомнила, что при рассмотрении законопроекта в парламенте общественники не раз заявляли, что введение регистрации по месту жительства – ошибочная норма. Однако, разработчики ставили одну цель – противодействие терроризму, но доводы, что регистрация заденет множество граждан, которые являются законопослушными – остались без внимания.
«Все поправки и замечания, которые вносила я – не прошли, потому что они не входили в концепцию данного законопроекта. А я говорила о социально уязвимых слоях населения, о том, что это ограничит их доступ к получению социальных услуг, а они (разработчики - V) говорили о противодействии терроризму. Один про Ивана, второй про болвана, а в результате – весь народ оболванили. Это не к вам, а к ситуации, и я хотела бы чтобы, по крайней мере, мое мнение о необходимости в ближайшее время проведения консультационной работы с привлечением нас к этой работе вы довели до правительства», - обратилась она к министру.
Последний, к слову, тут же признался: «Надо признать, что мы не до конца осознали механизм реализации. Я думаю, что мы исправим эту ситуацию в ближайшее время», - добавив, что обязательно доведет ее слова до сведения. Правда, до чьего сведения, министр не уточнил.
Кроме того, Абаев проинформировал, что для удобства граждан до конца января центры обслуживания населения будут работать в том же режиме, что и сейчас (то есть, в будние дни с восьми утра до восьми вечера, а также в субботу и воскресенье до 15:00 - V). Но уже сейчас отмечается снижение очередей. Он также сообщил, что на сегодняшний день по стране зарегистрировались порядка 250 тысяч человек – это в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Мы готовы (внедрение) онлайн регистрации завершить до конца текущей недели. Это означает что техническое оснащение, за что отвечают АО «Национальные информационные технологии», которые являются подведомственной организацией министерства информации и коммуникаций, на 80% техническая часть готова, но заказчиком является министерство внутренних дел. Как только они сделают определенные шаги, я думаю онлайн- регистрация заработает», - рассказал он.
Что же касается вопроса о приостановке закона и его доработки, то тут Абаев рекомендовал адресовать его в «другое министерство».
Глава Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис в свою очередь напомнил «под каким соусом подавался этот закон». Поправки в законодательство по противодействию экстремизму вообще не содержали норм о регистрации. К слову, правозащитник был одним из первых, кто заявил в парламенте, что данный документ не поможет в борьбе с этим, так как «записанные в нем нормы, никаким образом не мешают ни терроризму, ни экстремизму, потому что они (подозреваемые в экстремизме - V) либо вообще регистрироваться не будут, либо будут совершать, то, что они совершают, в промежутке между регистрацией».
«Я тогда даже так ехидно заметил: «уважаемые депутаты, а нельзя ли принять закон, который помешает террористам, а не нам, потому как этот закон никому, кроме нас, проблем не создает, ведь он касается только нас, а не их», - сказал он.
В итоге, так и получилось - эта система ударила по обычным гражданам, так как изменились сроки регистрации и увеличились штрафы, заметил правозащитник. «Мы озадачились ей только когда понялся большой шум, произошло ужесточение и, скажем так, по стране побежали «жаренные петухи», - подчеркнул Жовтис.
При этом он не отрицает, что регистрация все же нужна. Но нужна она для того, чтобы облегчить гражданам получение различных государственных услуг и, как выразился эксперт, «взаимодействия с окружающим миром». И обязанность государства – помочь, а не контролировать. Действительно, признал он, в международной практике есть такое понятие, как регистрация, но она не делится на постоянную и временную, и опять же, она сделана для удобства граждан.
«Например, в США социальные гарантии и коды связаны с определенным местом жительства. Человек там чеки получает, социальные пособия. Ему это выгодно. Налоги платить - тоже должно быть какое-то место. В некоторых странах есть понятие «главное место проживания», где он в основном находится. Ему нужно участвовать в выборах. Основная задача регистрации в таких странах: помочь гражданину получить услуги как можно проще. Поэтому там никакого отношения к этому не имеет полиция, это в мэриях граждане заполняют листок А4. А если регистрация не имеет отношения ни к каким социальным гарантиям, этот процесс должен быть максимально упрощен», - привел пример правозащитник.
Другими словами, данная система сегодня бьет по тем, у кого нет жилья, и тем, кто ищет работу. Но государство ничего не сможет сделать с людьми, которые мигрируют и ищут, где лучше. И государство должно помочь и разъяснить, и не ограничиваться рассказами, что раньше были штрафы 5 МРП, в сейчас – 7 МРП.
«И побежал наш человек, и вот они очереди. Суть заключается в том, что основная задача государства согласно международному праву и практике, свободному передвижению, перемещению в своей стране – обеспечить легкую, понятную для всех процедуру регистрации, которая выгодна», - объяснил Жовтис.
«Я очень надеялся, что этот закон подвигнет нас к более системной проблеме, что всю эту систему нужно менять, она пришла из советского прошлого. Она продолжает быть закабалением человека какими-то конкретными жилищными метрами. Нужно ее убирать она не должна иметь к этому никакого отношения», - уверен он.
Слово вновь взяла Батталова, которая напомнила, что норма о регистрации граждан была в законодательстве и раньше, вот только ажиотаж произошел из-за ее подачи: борьба с терроризмом и штрафы. Все же замечания и предложения, которые общественники вносили в рабочие группы в мажилисе, депутаты почему-то передали на утверждение в правительство (что выяснилось в ходе самого последнего заседания).
«Правительство их просмотрело и по ним сделало заключение. Этот нонсенс! Обычно правительство делает заключение, которое инициируют депутаты, а тут на поправки, которые обсуждаются в рабочей группе. Я понимаю, что это инициатива комитета по международным делам, инициатива председателя рабочей группы, потому что они понимали, насколько серьезный вопрос, и чтобы хотя бы снять с себя ответственность, они передали документ правительству», - возмутилась она.
«Сейчас я считаю нам нужно сделать два шага: приостановить действие принятого закона и разработать процедурно-технические моменты, чтобы оно шло безболезненно. Это нужно сделать незамедлительно, до консультационной рабочей группы при правительстве по исполнению. Второе – нужно срочно создавать рабочую группу по вопросам регистрации, жилищному праву, принудительному выселению, все прописать и вынести в совокупности», - заключила Батталова.
Резюмируя обсуждения, Бейсембаев отметил, что по официальным заявлениям, в стране сегодня насчитывается около 18 тысяч человек, которые представляют опасность с точки зрения терроризма. То есть, «заявляя о такой цифре, можно понять, что правоохранительные органы уже посчитали, кто представляет опасность». В таком случае возникает вопрос - зачем и кому нужна временная регистрация.