В декабре прошлого года глава государства утвердил концепцию семейной и гендерной политики на ближайшие 14 лет. Vласть ознакомилась с документом и планом реализации концепции на 2017-2019 годы и нарисовала картину светлого будущего казахстанских женщин, мужчин и детей.
Авторы концепции со всей ответственностью признают, что чем выше в нашем обществе уровень гендерного равенства, тем более результативны казахстанцы в выполнении «своих бытовых, экономических, нравственно-воспитательных, защитных и других важных функций». В этой связи институт семьи на уровне государственной политики рассматривается не иначе как «объект социальной защиты». Однако, пишут идеологи концепции, в настоящее время этот объект под угрозой целого ряда тревожных тенденций, требующих «неотложных решений».
Дано: Каждый третий брак в Казахстане заканчивается разводом. При этом все чаще мужчины и женщины предпочитают закреплять свой союз не в ЗАГСе, а в религиозных учреждениях. Каждый пятый ребенок воспитывается одним родителем. Отцы-одиночки до сих пор не имеют тех прав, которыми государство наделило матерей в аналогичных ситуациях. В остальном казахстанские отцы настолько пассивны, что лишь 6,6% детей до 5 лет регулярно наслаждаются их обществом. Около 16% браков в Казахстане являются бесплодными. Каждая пятая беременность заканчивается абортом. Девушки в возрасте от 15 до 18 лет делают порядка 2 тыс абортов в год.
Казахстанские женщины живут в среднем на 9,4 лет дольше чем мужчины. В 2015 году в подразделения по защите женщин от насилия обратилось более 40 тыс женщин. 1% казахстанских детей подвергались суровому виду физического наказания. Согласно исследованию 2011 года, два ребенка из трех не чувствуют себя в безопасности в собственной семье.
Зарплаты казахстанских мужчин на 33% больше, чем зарплаты у женщин. При этом женщины по-прежнему составляют более 70% специалистов в таких менее доходных сферах отечественной экономики как здравоохранение, образование и социальные услуги. Утвержденный список работ, на которых запрещается применение труда женщин в Казахстане, по сравнению со странами СНГ является одним из самых обширных, указано в концепции.
Из порядка 400 действующих политических государственных служащих женщинами являются лишь 10%. Женщин в Казахстане неохотно привлекают и в инновационные, инфраструктурные и высокотехнологичные проекты и программы. В рамках реализации «Нұрлы жол», например, из 18 тысяч рабочих мест только 11% занимают женщины. Каждая третья женщина на селе является самозанятой и живет доходами от ведения натурального хозяйства, не имея никакой возможности вернуться в реальный сектор экономики.
А в 2030 году гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни казахстанских мужчин и женщин сократится до 7 лет. Разводом будет заканчиваться всего лишь каждый четвертый брак. Лишь 10 женщин из 1000 будут решаться на аборт. Зарегистрированные факты бытового насилия в отношении женщин сократятся на 50% - то есть лишь 20 тыс женщин решатся написать заявление на собственного мужа. На столько же должно сократиться и количество зарегистрированных фактов насилия в отношении детей. Разница между заработной платой мужчин и женщин в Казахстане будет составлять 25%. Женщин, владеющих землей, имуществом или бизнесом, станет на 10% больше, чем сейчас. Доля женщин в государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений возрастет до 30%. На 10% больше казахстанских женщин будут озабочены вопросами обеспечения мира и безопасности в стране.
Авторы концепции выяснили, что «единой универсальной модели в сфере семейной и гендерной политики в мире не существует», поэтому решили сформулировать свой собственный подход. Он предполагает, что государство создает условия для «расширения возможностей самостоятельного развития семьи». Одним из условий, к слову, является выстраивание «подлинно равноправных отношений между мужчиной и женщиной» как в сфере трудовых отношений, так и внутри семьи. Для этого к 2030 году правительство планирует осуществить целый ряд беспрецедентных мероприятий.
Итак, к 2030 году в Казахстане уже функционирует отдельная структура, которая регулярно проводит многоплановые исследования положения семьи. В стране появился институт психолога-медиатора. На законодательном уровне принято решение о сокращении количества рабочего времени для родителей несовершеннолетних детей. Ответственные органы разработали модель компетенций родителей. Для них же создан курс по защите детей от распространения вредной для них информации в интернете. Ежегодно проводится общереспубликанское собрание родителей для обсуждения актуальных вопросов воспитания детей и подростков.
Во всех трудовых и учебных коллективах обыденностью стали «физкультурные паузы». Руководители кадровых отделов предприятий с удовольствием рассказывают своим сотрудникам о том, как правильно совмещать работу и семью.
Институт примирения по делам, связанным с насилием в отношении женщин, при котором был причинен тяжкий вред их здоровью, из законодательства исключен. Советы отцов, матерей и аксакалов рассказывают представителям религиозных институтов о недопустимости насилия и ранних браков. Прокуратура и НПО проводят совместные мониторинговые посещения колоний на предмет сексуальных домогательств и насилия.
В госорганах ведется непрерывный мониторинг соблюдения равных прав и возможностей служащих разного пола на карьерный рост и продвижение. Гендерное бюджетирование стало привычным делом. На уровне законов дано определение понятию «уровень принятия решений» и сформированы принципы гендерного равенства при формировании партийных органов.
Для оценки гендерных нужд сельских территорий и моногородов разработаны специальные карты. Для самозанятых женщин на селе организованы курсы в целях предоставления им «бесплатной наставнической деловой реабилитации». Правительство пересмотрело список работ, запрещенных для женщин, а профсоюзные организации защищают трудовые права представительниц слабого пола, задействованных в высокотехнологичных проектах. В школах уже давно применяют новые технологии выявления способностей и интересов индивида, поэтому система профессиональной ориентации безнадежно усовершенствована. В республике выпускают учебники и пособия по гендерной и семейной политике, а по телевизору уже какой год вещает республиканский семейный телеканал «Шаңырақ».