В 2016 году глава государства напомнил кабинету министров, что одним из приоритетов его работы является развитие массового предпринимательства, и акцент при этом должен быть сделан на сельской местности. Соответствующая госпрограмма не заставила себя долго ждать - 29 декабря она была утверждена правительством. Vласть попыталась разобраться, решит ли новый стратегический документ проблему массовой безработицы на селе.
Прежде чем перейти к содержанию Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства, есть смысл внимательно взглянуть на ее целевую аудиторию - на типичного сельского безработного. Если верить данным комитета по статистике министерства национальной экономики, это молодая женщина в возрасте от 29 до 34 лет с начальным или средним образованием, которая никогда (!) не работала. Основная причина ее незанятости - «нет возможности найти работу». К слову, ее поиском женщина занималась не больше одного месяца, в течение которого обращалась за помощью исключительно к друзьям, знакомым или родственникам. Пределом ее мечтаний, согласно официальным опросам, является работа в качестве наемного работника в какой-нибудь организации с полной занятостью. Об открытии собственного дела она и не помышляет.
Несмотря на это, государство настроено более чем оптимистично - правительство рассчитывает к 2025 году взрастить из безработных и самозанятых полмиллиона мотивированных предпринимателей. Генеральный директор тренинг-консалтингового центра «IPCG», бизнес-тренер Дмитрий Архипов напоминает: чтобы стать успешным предпринимателем, нужно обладать духовной свободой, развитым воображением, комбинаторным даром, перспективным мышлением, стремлением бороться и побеждать. В какой степени эти качества характеризуют сельских безработных (судя по вышеприведенной статистике) - большой вопрос. Именно с ним Vласть и обратилась к одному из разработчиков госпрограммы - Национальной палате предпринимателей «Атамекен». Однако там лишь сообщили, что при разработке программы за основу брались данные, собранные «известной консалтинговой компанией McKinsey», а не комитетом по статистике.
Рахим Ошакбаев, председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап», обращает внимание на то, что размер целевой группы программы - 550 тыс человек (из них, напомним, 500 тыс должны открыть собственный бизнес). «91% охваченных программой должны стать предпринимателями. Мне кажется, этот тезис достаточно спорный, если не сказать нереалистичный», - говорит экономист. Любопытно, что сомнительный характер заявленной задачи подтверждается и данными Национальной палаты предпринимателей.
Бауржан Оразгалиев, директор департамента развития бизнес-коммуникаций на государственном языке НПП «Атамекен», сообщил, что проект по обучению основам предпринимательства «Бастау Бизнес» уже был апробирован в Мунайлинском районе Мангистауской области, Темирском районе Актюбинской области и городе Жанаозен. На первом этапе в общей сложности 282 человека прошли онлайн-тестирование, которое было призвано оценить их мотивацию и склонность к занятию предпринимательством. В итоге к обучению были допущены только 184 человека (при этом лучшие результаты продемонстрировали жители моногорода). В результате, 36 участников проекта «Бастау Бизнес» решились на открытие собственного дела - всего около 13% от тех, кто подавал надежды.
Сколько времени просуществуют эти бизнес-проекты, разумеется, неизвестно. Ошакбаев обращает внимание на то, что только за прошедший год количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса сократилось на 104 тыс. единиц или на 8%, что свидетельствует о существенном ухудшении бизнес-климата в стране. В НПП не отрицают, что, по разным мировым данным, до 80% стартапов закрывается в первые годы. «Поэтому для сопровождения всех новых бизнес-проектов в 80 районных центрах поддержки предпринимательства будут работать специальные консультанты, которые вместе с другими отраслевыми консультантами будут сопровождать новых предпринимателей», - подчеркивает Оразгалиев. Кроме этого, НПП разработает карту специализации каждого региона, что «позволит снизить риски» для начинающих сельских бизнесменов. Всего палата рассчитывает запустить на селе 3 тыс бизнес-проектов.
Ошакбаев, в свою очередь, не уверен, что в сельской местности действительно нужна программа массового предпринимательства - по его словам, речь, скорее, должна идти о программе «успешного» предпринимательства, способного создавать рабочие места. При этом он опасается, что «поставив принятую программу на пьедестал текущей государственной экономической политики, к сожалению, мы, скорее всего, не будем обращать должного внимания на другие проблемы предпринимательства - репрессивность налогового законодательства, большие правовые риски ведения бизнеса».
Эксперт ставит под сомнение и тот факт, что программа якобы фокусирована на селах. Согласно документу, количество выданных сельчанам микрокредитов всего на 4,8% должно превышать число кредитов для городских бизнесменов. «При этом сумма по объемам выданных кредитов/микрокредитов в селе не указана», - продолжает Ошакбаев. Экономист приходит к неутешительному выводу: «Программа не способна решить текущие вызовы ни с точки зрения предпринимательства, ни с точки зрения рынка труда».
Дмитрий Архипов советует заранее не ставить крест на предпринимательской активности сельчан. Они, по его мнению, могут быть гораздо свободнее городских жителей, которые обременены куда большим количеством проблем. Бизнес-тренер уверен, что сельчан можно научить стремиться к большему, разогревая в них «мотивационный аппетит к качественной жизни» - главным образом, через наблюдение этой самой лучшей жизни. А вот привить уже взрослому человеку ответственность за собственное будущее (к слову, именно такие задачи у программы массового предпринимательства и продуктивной занятости) уже сложнее. «Как показывает практика, взрослый может осознать ответственность только проходя через боль, трудности и кризисы. Когда взрослый встает перед фактом - или брать ответственность, или погибнуть», - заключает Архипов.