В Алматы на минувшей неделе собралась медицинская общественность страны. Министр здравоохранения Елжан Биртанов намеревался обсудить с коллегами необходимость переноса сроков внедрения обязательного медстрахования, но прямого ответа так ни от кого и не услышал. Вместо этого участники совещания заверяли главу ведомства в своей готовности решать проблемы по мере их поступления.
Первым к университетской кафедре вышел директор департамента управления проектами министерства здравоохранения Тимур Султангазиев. Докладчик лаконично дал понять, что вопрос о необходимости внедрения ОСМС в принципе на повестке дня не стоит: нововведение обусловлено ростом численности населения, ростом неинфекционных заболеваний и стоимости новых медтехнологий. Результатом этих тенденций стал дефицит финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП) в размере 541 млрд тенге.
В условиях нехватки бюджетных средств казахстанцы вынуждены из своего кармана платить за формально бесплатные медуслуги, констатировал чиновник. «Доля карманных платежей населения в структуре общих затрат на здравоохранение увеличилась с 31% в 2011 году до 39% в 2015 году <…> ВОЗ рассматривает превышение доли карманных платежей населения свыше 20% как катастрофические затраты, приводящие к бедности или ввергающие в нищету», - сообщил Султангазиев. В связи с этим, министерство в данный момент прорабатывает вопрос об «оптимизации пакетов медпомощи до реалистичных финансовых возможностей путем лимитирования некоторых видов медуслуг и формирования адекватных тарифов».
Неадекватности тарифов посвятил свое выступление на круглом столе руководитель управления здравоохранения Алматы Валихан Ахметов. Тяжесть проблемы он продемонстрировал на примере такой медуслуги как электроретинография (метод изучения состояния сетчатки глаза): «Когда мы проводим анализ ее стоимости, выходит, что 546 тенге совершенно не покрывают никаких расходов потенциальных поставщиков. Это приводит к тому, что мы просто не можем найти готового поставщика, который мог бы оказать эту услугу населению. И другая ситуация, когда эти же услуги в частном центре пациент может получить за 6 или 7 тысяч тенге, но они, естественно, уже будут вне гарантированного объема, и тем самым, я думаю, ущемляются в какой-то мере права пациента».
Несмотря на то, что вопрос с тарифами в рамках ГОМБП и ОСМС еще только предстоит решить, интерес к участию в этих системах уже проявили 1519 медорганизаций, 45% из которых - частные, доложила участникам мероприятия председатель правления Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Елена Бахмутова. В прошлогодней закупочной кампании участвовали в полтора раза меньше поставщиков, подчеркнула она. Вероятно, определенную роль сыграли новые правила закупа медуслуг. Глава фонда, например, сообщила, что для включения в базу данных поставщиков юридическому лицу достаточно было предоставить всего три документа - заявление в произвольной форме, свидетельство о госрегистрации и копию лицензии на медицинскую деятельность. Вместе с тем, «договоры с поставщиками предусматривают конкретные требования и целевые индикаторы качества в зависимости от вида медпомощи - это новшество будет реализовано в течение следующего года», - отметила Бахмутова.
По ее информации, к 15 сентября объем отчислений и взносов уже превысил 8 млрд тенге, количество потенциальных потребителей медуслуг составляет пока 3,9 млн человек. «Эти показатели соответствуют нашим прогнозам. По-прежнему ожидаем, что до конца года объем поступлений будет порядка 25 млрд тенге», - сказала глава ФСМС.
Курал Куракбаев, заведующий кафедрой экономики здравоохранения и медстрахования с курсом экономических теорий Казахского национального медуниверситета им. Асфендиярова, выразил мнение о том, что текущие взносы работодателей в ФСМС абсолютно недостаточны. «Что такое 25 млрд тенге, которые до конца года должны поступить? Это даже не покрывает и не обеспечивает формирование того страхового резерва, который нужен фонду, в размере 50-55 млрд тенге», - заметил профессор.
Между тем это, по его мнению, не должно тормозить внедрение системы медстрахования. «Если мы будем говорить о том, готова ли система здравоохранения к внедрению системы ОСМС с позиции внутренних факторов, я думаю, что довольно большая подготовительная работа за последние десятилетия проведена, и сегодня мы готовы», - уверенно заметил Куракбаев. Мнение профессора поддержал и Бауржан Дауей, директор частной клиники «Даумед» из Шымкента: «Я считаю, что внедрение системы позволит выявить недостатки более явно и в последующем их устранять в процессе самой работы».
Виктор Маджуга, руководитель «Национальной палаты здравоохранения по Акмолинской области», тоже не видит серьезных поводов для переноса сроков внедрения ОСМС. По его словам, даже проблему включения в систему самозанятых казахстанцев при помощи административного ресурса можно решить буквально за 2 месяца. В пример Маджуга привел Акмолинскую область, где за последнее время при участии комитета госдоходов, органов занятости, полиции, миграционной службы уточнен статус 50% самозанятых. Спикер особенно сетовал на то, что по какой-то причине бремя структурирования самозанятых граждан по всей стране «перекинуто» на врачей и медсестер.
Министр здравоохранения Елжан Биртанов по поводу самозанятых высказался однозначно: «Если через год-два количество самозанятых (вовлеченных в ОСМС - V.) существенно не изменится, то мы должны тогда четко сказать, что мы оставляем им на постоянный период минимальный пакет медпомощи». Кроме этого, глава ведомства без стеснения поделился с коллегами своими опасениями относительно текущей ситуации: «В большей степени нам нужно подумать о том, какова по сути финансовая модель нашей системы здравоохранения, что мы должны людям предоставлять в рамках ГОБМП и ОСМС. Здесь пугает то, что у нас все это не очерчено».
Тем не менее, Биртанов настоял на том, что «так или иначе решение нужно принять», ведь уже буквально на следующей неделе министерство здравоохранения должно будет внести в правительство свои предложения по дальнейшим шагам в развитии медстрахования. «Главное, чтобы откладывание не превратилось у нас уже в традицию - мы о внедрении ОСМС говорим, на самом деле, не с 2015, а с 2005 года», - напоследок вспомнил министр.