Остросоциальные темы на казахстанском телевидении переживают перманентный кризис - на «Хабаре» Майя Бекбаева не в силах смириться с реальностью обсуждает с гостями своего ток-шоу «детей в интернете», а «Главная редакция» на КТК со всей дотошностью изобличает граждан, не знающих меру в количестве домашних питомцев. Другое дело - отечественные сериалы: только в них сюжетными линиями могут переплетаться декабрьские события 86-го года, алматинская «реновация» и убийства младенцев.
На минувшей неделе «Хабар» представил зрителям 12-серийную «социальную драму» под названием «Ана жүрегі» - в эфире сериал идет по будням после вечернего выпуска новостей на казахском языке с русскими субтитрами. Создатели предупреждают, что «фильм основан на реальных событиях», и в первые же секунды перед нами предстает обреченное лицо 19-летней девушки в зале суда. Государственный обвинитель на удивление разборчиво и с выражением зачитывает обстоятельства уголовного дела: «…После чего подсудимая положила живого новорожденного ребенка в полиэтиленовый пакет и, бросив в близстоящий мусорный бак, скрылась с места совершения преступления».
После выступления сторон к девушке обращается председательствующая судья: «Хотите что-нибудь добавить?», - почти по-матерински говорит она. «Простите меня», - вырывается у девушки вместе со слезами. «Мама, я бы не смогла прийти домой с ребенком. Я осталась бы одна! На улице. У меня не было выбора», - она продолжала оправдываться перед присутствующей в зале матерью. Судья непоколебима: «Что бы ни случилось, мать не должна отрекаться от своего ребенка». На следующий день она приговорила обвиняемую к 4 годам лишения свободы и закрепила таким образом за собой статус главной «матери» разворачивающейся истории.
55-летняя судья Райгуль Ахметовна представляет собой истинный образчик справедливого правосудия. Подумать только, до вынесения приговора целые сутки она терзалась сомнениями так, что напрочь забыла о дне рождении единственного сына. Спустя несколько серий она, к слову, продемонстрирует кроме всего прочего еще и удивительные способности к саморефлексии. После несчастья с сыном она решит уволиться с работы, объяснив этот поступок так: «Впредь я не смогу выносить приговоры. Я не могу больше вершить судьбы. Все в этом мире возвращается к нам бумерангом. Возможно, это я виновата в том, что случилось с Арманом».
То, что случилось с Арманом - хрестоматийный сюжет казахстанских новостей. Пьяный наезд на пешехода со смертельным исходом - особенность лишь в том, что молодой человек в момент ДТП находился в машине. Пострадавший - разумеется, примерный отец семейства - скончался на месте. Райгуль Ахметовна и здесь проявляет чудеса киношной преданности закону, заявляя следователю буквально по слогам: «Если Арман действительно виноват, он будет отвечать по закону. Можете в этом не сомневаться!». Однако для Армана сценаристы пожелали другой судьбы - парень в свои 30 обнаруживает у себя четвертую стадию лейкемии.
Отечественные онкологи едва ли порекомендуют этот серил своим пациентам - счастливой истории выздоровления или мало-мальской борьбы за жизнь там нет. Сын главной героини оказывается фаталистом, смиренно принимает удар судьбы и крепко задумывается о том, какое наследие после себя оставить разбитой горем матери. Сама же Райгуль Ахметовна решается открыть сыну тайну его рождения (как без этого в мыльных операх?). Как только Арман поинтересовался, кто его отец, женщина пустилась в эмоциональный рассказ о том, каким красавцем был ее избранник в молодости, и что в последний раз она видела его 15 декабря 1986 года.
«В то время мой папа занимал высокую должность и помог объявить его в республиканский розыск, но поиски результата не дали. Однажды кто-то из друзей отца упомянул, что среди тех, кто погиб во время декабрьских событий, было много людей, у которых при себе не оказалось никаких документов, и их личность установить не удалось. Их так безымянными и похоронили», - сказала главная героиня. Ее устами государственное телевидение признало, что имена людей, погибших во время упомянутых событий, и спустя более чем 30 лет не стали достоянием гласности.
Едва заметный упрек в сторону главных идеологов страны тем не менее не получил дальнейшего развития - жизнь героя оборвалась так же, как и упоминания о декабре 1986 года. На смену старым образам поспешили новые - например, доставившая немало хлопот всем алматинцам реконструкция центральных улиц. По «старому» Арбату, как оказалось, любили хаживать Арман со своей возлюбленной Анар. Случалось им там даже танцевать. Уход главного героя неизбежно спровоцировал поток воспоминаний, когда девушка оказалась на главной торговой улице Алматы, которая летом этого года - алматинцы подтвердят - выглядела апокалиптически. Камера закружилась вокруг актрисы, которая печальным взором рассматривала столбики старой уличной плитки, заботливо составленные строителями. Пока мысленно она кружилась в танце из счастливого прошлого, оператор наматывал круги в попытках передать всю глубину испытываемых ею страданий на пепелище старого доброго Арбата.
Но создатели сериала, конечно, не ставили перед собой целью кого-то заклеймить - перед ними стояла задача куда более светлая и благородная: в очередной раз рассказать казахстанцам о том, как важны в эпоху глобальной турбулентности истинные семейные ценности. Тут им особенно помогает главная героиня, которая несмотря на все свои идеалы, не позволила великовозрастному сыну жениться на женщине с ребенком. Вдобавок главный антагонист кроме своих внутренних «тараканов» страдает от деспотичного отца (высокая должность в Астане, да), который ни во что его не ставит, и алчной бывшей жены, которая вымогает деньги под предлогом заботы об их общем ребенке.
В целом же, драма разворачивается в виде тягучего повествования, когда каждое действие, связанное с переживаниями главных героев, длится непозволительно долго. Наверное, поэтому даже от осуждения невиновного второстепенного героя на 5 лет, которое заняло меньше минуты эфирного времени, веет скукой и обыденностью…