Тамара Вааль, Власть

Женис Касымбек, аким столицы: «Проблемы Астаны исходят из того, что никто не ожидал таких темпов роста города и населения»

О нехватке воды, школ, детских садов, митингах и Талдыколе

Женис Касымбек, аким столицы: «Проблемы Астаны исходят из того, что никто не ожидал таких темпов роста города и населения»

Меньше пяти месяцев назад акимом Астаны был назначен Женис Касымбек. В столицу он перешел из Карагандинской области, и получил в наследство город с огромным количеством проблем. Точечная застройка, плохие дороги, «убийство» прежними властями Талдыколя – это лишь малая часть из них. В первые дни своей работы Женис Махмудович пообещал редакции Власти, что как только ознакомится с проблемами города, сразу даст интервью и озвучит свое видение по их решению. В этом интервью мы поговорили о нехватке воды, митингах и Талдыколе.

«Летом потребность города в воде мы полностью закроем»

Женис Махмудович, как вам после Карагандинской области в кресле акима главного города страны? Сложнее, чем в регионе или разницы нет?

Так нельзя говорить, у каждого региона своя специфика. Караганда – очень большой серьезный индустриальный регион со своими проблемами, плюсами и минусами. Специфика Караганды в том, что здесь периодически возникают вопросы, связанные с моногородами, построенными 50-70 лет назад, в них большой износ инфраструктуры. Эта зима выявила много проблем с обеспечением тепла и так далее. А в Астане другие вызовы. Город активно растет, население ежегодно прибывает – только за последние три года – плюс 200 тыс. человек, плюс большой естественный прирост, высокая рождаемость. Астана – один из самых молодых городов, средний возраст жителей 30 лет. Исходя из этого, есть большая потребность в рабочих местах. Город растет, население растет, соответственно, строится много жилья и есть необходимость в строительстве инфраструктуры: инженерной и социальной. Кроме того, нужно большое количество людей, которые могли бы профессионально управлять этой инфраструктурой.

Вас назначили акимом Астаны чуть меньше пяти месяцев назад. Какие главные вызовы за это время вы определили для себя?

Основные вызовы связаны с регулированием миграции. На прошлой неделе президент провел расширенное заседание, там говорилось, чтобы мы в первую очередь занимались обеспечением постоянных, качественных и высокооплачиваемых рабочих мест. Если город ежегодно растет на 60-70 тыс. человек, из них рождаемость – примерно 30-40 тыс., с учетом детей, остальные 20-30 тыс. жителей мы должны ежегодно обеспечивать работой. То есть, вопрос номер один – это обеспечение занятости. Формально у нас уровень безработицы один из низких по стране – 4,5%, но мы же знаем, что хотя в городе официально проживают 1 млн 350 тыс. человек, ежедневно здесь находится до 1,5 млн человек. Много людей, приезжающих из других регионов. И мы должны обеспечивать достойной работой всех.

Но акимат же не может работу давать….

Не буквально. Мы должны создавать условия, чтобы развивался бизнес, создавались предприятия, строились медицинские объекты. Это один из важнейших вопросов. Отсюда и рост доходов населения. Далее — мы должны дать людям социальные условия или инфраструктуру. Много людей в возрасте 30-40 лет, которые приезжают, работают здесь, у них есть дети – мы должны обеспечить их школами, садами, поликлиниками, больницами и так далее. Буквально сегодня с утра (интервью записано 24 апреля – В.) мы рассматривали вопрос, планируется начать строительство двух перинатальных центров, потому что уже не поспеваем: в год рождается более 30 тысяч детей – это один из самых высоких показателей по стране. Для города тенденция не должна быть такой динамичной, но мы – молодой город, поэтому это так. Третий вопрос – это инженерная инфраструктура. Мы видим, что раз увеличивается количество людей, соответственно, растет потребление тепла, воды, услуг канализации. И мы должны опережающими темпами эту инфраструктуру готовить. Вот такие вопросы, но они, в принципе, примерно одинаковые для всех городов, для всех регионов.

Действительно, очень большие проблемы с инженерной инфраструктурой. Почему город не успевал и продолжает не успевать?

Никто не планировал таких темпов роста. По старому генеральному плану мы сейчас должны быть на уровне 900 тыс. – 1 млн человек, а сейчас фактически проживает 1,5 млн человек.

То есть, эта насосно-фильтровальная станция…?

Она закроет эту проблему.

Почему ее не построили раньше? Почему дождались, когда в городе начнутся серьезные проблемы с водой?

Её же начали строить не вчера, не в феврале, а несколько лет назад, и не только её. У нас строится соответствующая инфраструктура с сетями, которые идут с Астанинского водохранилища. Это не делается за полгода-год. Если бы, условно, три года назад этот процесс не начался: проектирование, начало строительства, мы бы сегодня оказались в действительно сложной ситуации. Три года назад акимат принял очень правильное решение, потому что именно 3-4 года назад темпы роста численности стали такими галопирующими. Я еще раз говорю, за три года население Астаны увеличилось на 200 тыс. человек. Понятно, что тенденции были, но не в таком количестве. Так что этот проект мы завершаем, летом потребность города в воде мы полностью закроем.

Фотография Жанары Каримовой

И сразу начнете проектирование четвертой станции?

Да, в этом году начнется проектирование. Плюс правительство рассматривает несколько вариантов водообеспечения. Первый наиболее простой, но капиталоемкий – вода из Сабындинского подземного месторождения, что возможно сделать быстро за 1,5 года. В таком случае мы дополнительно обеспечим в районе 40-50 тыс. кубов в сутки, закроем вопросы левобережья и разгрузим правый берег. Но я хотел бы сказать, что как только завершится пуско-наладка насосно-фильтровальной станции, условно к концу лета мы полностью закроем весь дефицит по давлению воды. При этом мы ожидаем, что у нас останется профицит порядка 80-85 тыс. кубов – этого достаточно, чтобы реализовать все проекты во временном лаге примерно 3-4 года и не испытывать дефицита. То же самое по теплу. В этом году мы однозначно должны дать тепла в 2,5-3 раза превышающем дефицит, который был этой зимой.

А у нас был дефицит?

Жители не почувствовали дефицита тепла, были предприняты определенные мероприятия, связанные, например, с ограничением тепла по нежилым помещениям – это паркинги, какие-то здания. Их перевели на локальные котельные. У нас по нормативам температура в квартирах – 20-22 градуса, в Европе она ниже на 4-5 градусов. А в паркингах зачем держать 21-22? Там температуру держали ниже, и это нормально. Плюс ежегодно строится большой объем жилья, в прошлом году было построено порядка 3 млн квадратных метров, при средней квадратуре 70-75 квадратов, считайте, это около 35 тыс. квартир. В этом году тоже большие объемы сохраняются. Мы ожидаем, что тепло, которое мы дадим за счет запуска первого этапа ТЭЦ-3, плюс двух газо-тепловых станций, превысит 1000 гигакалорий. Это запас прочности на очень большой период вперед. Плюс в следующем году мы достроим третью газовую тепловую станцию, что даст дополнительно 300-400 гигакалорий.

Фотография Жанары Каримовой

Экология в городе станет лучше?

За счет этих объектов хуже не станет, так как все четыре теплоисточника – газовые. Первая и вторая ТЭЦ в последние годы тоже переведены на газ, поэтому от центральных теплоисточников, от использования газа в качестве топлива, конечно, ситуация будет лучше, чем на угле. Если говорить по газу, инфраструктура подведена для 12 тыс. потребителей, подключено порядка 8 тыс. Возникают вопросы по цене подключения, но цена формируется на рынке. Здесь работают 60-70 компаний, и мы не можем их заставить снизить стоимость с 800 тыс. тенге до 500 тыс. Но в то же время акимат пытается помочь. Например, социально-уязвимым слоям населения мы субсидируем порядка 400 тыс. тенге на подключение. Кроме того, подписано соглашение с Народным банком о предоставлении гражданам беспроцентного кредита именно на подключение. А с учетом ежегодной инфляции в итоге вы получаете очень дешевые деньги на проведение газа в дом.

Когда, по вашему мнению, столица будет полностью газифицирована и частный сектор откажется от угля?

Это зависит от того, как мы быстро подводим газ. Фактически его провели к большей части окраин города. В поселок Уркер магистральная труба уже практически подошла. В Чубарах – тоже, сейчас проект вышел с экспертизы, общественники очень активно этот вопрос поднимали, будем выходить на РБК по началу финансирования для подведения газа к улицам. Аналогичная ситуация практически по всем крупным жилым массивам города, в дальше дело за людьми.

«Мы 4 месяца не даем никаких техусловий и согласований на строительство жилья в центре города»

Вы много говорите о темпах строительства. И это тоже больной вопрос горожан – точечная застройка, когда застраивают парки и скверы….

Это проблема всех больших городов. Исходя из работы активистов, тех неравнодушных сограждан, которые эти вопросы поднимают, у нас есть порядка 18-20 объектов. По 70-80% из них решения уже приняты или находятся на стадии решения. Находятся компромиссы, которые устраивают жильцов и застройщиков. В основном, это связано с необходимостью строительства социальных объектов – школ, спортивных объектов, поликлиник или скверов. Есть 4-5 объектов, по которым сегодня идут судебные процессы, они на слуху, мы ждем решения суда, чтобы принять окончательное решение.

Но линейный парк точно будет?

Я вам однозначно говорю – линейный парк будет. Там действительно когда-то планировалось строительство жилья на двух участках. Эта земля была в собственности, сегодня застройщиком принято решение, он возвращает этот участок городу.

Безвозмездно? Или город покупает?

Нет, город покупать не будет. Мы будем решать за счет, возможно, выделения аналогичного участка в другом районе, но не в районе линейного парка, который будет от Абу-Даби Плаза до Ботанического сада в полном объеме, в виде рекреационной зоны.

Женис Махмудович, вот честно, никогда не понимала, у нас так много земли, для чего пихать многоэтажки в центре?

Во-первых, в центре есть готовая инфраструктура.

Ну так на нее и нагрузка растет, и последствия этого видят сегодня все жители города….

Значит, она эту нагрузку выдерживает. Легко же «посадить» (новые дома – В.) на существующие сети. Плюс привлекательность этого жилья. Стоимость жилья, если оно будет находиться, условно, возле Керуена, Сарыарки, будет выше, чем на окраине города. То есть, стоимость, привлекательность и расходы другие. Ожидание инфраструктуры, когда это будет, когда город построит эту инфраструктуру (если строить на окраине – В.). Много факторов. Но хотел бы сказать для ваших читателей – мы четыре месяца не даем никаких техусловий и согласований на строительство жилья в центре города. Тем самым мы стараемся снизить нагрузку на сети. Во-вторых, мы хотим в этом году окончательно довести до логического завершения проекты ТЭЦ, тепловые станции, насосно-фильтровальную станцию с водой запустить. После того, как эти объекты будут достроены, и вода будет в необходимом объеме подаваться круглосуточно в выходные и будние дни, когда у нас никаких сомнений не будет по поводу отопительного периода, тогда мы будем рассматривать вопросы дальнейшего строительства. Но только в рамках принятого генерального плана. Мы ни одного участка, предусмотренного под сквер, парк, рекреационную зону не отдаем под жилищное строительство. Проблемы возникли в силу различных обстоятельств. Это нормально – город рос и была потребность в жилье. Строительные компании купили эти участки в 2000-х годах. Или эти участки находятся в рынке давно, и когда компания подходит с утвержденным 5-7 лет назад эскизом, я не имею права не дать разрешение на строительство. Это же частная собственность. Но мы с учетом мнения жителей, горожан пытаемся с ними активно работать, проводить переговоры, уговаривать. И в большинстве случаев застройщики понимают, они сами живут в этом городе и идут навстречу.

Фотография Жанары Каримовой

«Мы предполагаем, что сейчас пиковая миграция»

Другой вопрос – нехватка школ и детских садов. Когда будет решена эта проблема?

Причина та же самая – высокая рождаемость. В прошлом году у нас в городе было 25-26 тыс. первоклашек, а школу окончили 7 тыс. Ежегодно город строит 11-12 школ, за последние четыре года построено 35-40 школ. В этом, за счет местного бюджета, будет построено 11. Кроме того, строится 5 частных школ. Но это решает проблему новых учеников только этого года. Вообще в городе 18 переуплотненных школ. В ближайшие два года в Астане в рамках проекта «Комфортные школы» будет построено 24 школы. Плюс к этому мы продолжаем строить за счет местного бюджета и активно привлекаем частных инвесторов на принципе государственно-частного партнерства. Поэтому мы считаем, что за два года строительство 40 школ в целом закроет ежегодно возникающую потребность. И здесь возникает следующий вопрос – кадры. Сейчас министерство просвещения с акиматами готовят учителей.

Реально ли успеть настроить и закрыть эту потребность или дефицит будет всегда?

Мы предполагаем, что сейчас пиковая миграция. Всю жизнь она такой не может быть. Как и в любом городе, она достигает определенно потолка, затем ситуация становится более системной и управляемой. Сейчас надо принимать решение и строить 40 школ за два года. К этому периоду ситуация с миграцией должна войти в другое русло. И по Генплану численность людей к 2045 году будет составлять в районе 2,3 млн человек. Это зависит от экономической ситуации.

Ну мы же понимаем, что если в других регионах будут проблемы, а их там предостаточно, то люди будут продолжать бежать в столицу в поисках лучшей жизни…

Это проблема всех крупных городов: высокие темпы миграции и в Алматы, и в Астане, и в областных центрах. Это такой процесс. Мировой тренд – урбанизация. И ее средний уровень составляет от 60 до 70%. И когда-то мы тоже к этому придем.

Хорошо, а что с детскими садами?

Сегодня в очереди стоят порядка 50000 детей. Мы хотим построить за два года 30 детских садов, в основном на принципах ГЧП. Обязанность государства — давать подушевое финансирование, на сегодня это 45-46 тыс. тенге за ребенка, обязанность инвестора — качественно построить и дальше эксплуатировать образовательные центры, детские сады и так далее. По-другому на всё деньги в государственном бюджете найти невозможно. Во всем мире это норма – школы строятся частным сектором и государством, но в нашем случае 90% — это государственные школы.

Но даже таким образом дефицит детских садов вы не покроете?

Мы не можем сказать, что за два года покроем дефицит. Этот процесс будет постоянный. В первую очередь, нам необходимо закрыть вопрос по школам. Но мы будем форсировано закрывать вопрос по детским садам. 30 детских садов за два года — это достаточно амбициозная задача.

Фотография Беимбета Молдагали

Талдыколь – наша боль…

Да, есть вопросы по группе озер малого Талдыколя. Мы ставим для себя задачу максимально сохранить то, что сегодня есть. Надо честно признать, что в предыдущие годы Талдыколь подпитывался в основном за счет сбросов с города. В Большой Талдыколь сбрасывалась канализация, поэтому в свое время в той стороне был специфический запах. Сегодня этих сбросов нет. Там прошло строительство и реконструкция канализационно-очистных сооружений, сегодня вода очищается до 3-4 уровня и сбрасывается в реку Есиль. Теперь мы отрабатываем с министерством экологии вопрос того, как довести до уровня достаточно качественной воды, и в таком случае возможен сброс в Талдыколь для сохранения большого Талдыколя. По группе малых озер так же проводим работу. Я уже два раза встречался с экологами, с новой экологической партией. Бдем стараться сохранить то, что есть. Талдыколь не засыпается. Там есть вопросы, но последние три года маловодные, вы сами это видите. Даже уровень Вячеславского водохранилища не тот, что был в полноводные годы. Исходя из этого, учитывая, что по Талдыколю нет притоков, сейчас отрабатываются вопросы его сохранения, а по Большому Талдыколю — увеличение объемов воды до старого уровня.

Но там же ведется застройка!

Застройка ведется там, где начата. Основные вопросы там, где мы планировали открыть сквер, по засыпке и восстановлению этого объекта. Там восстановить сложно, поэтому будет принято решение – парк или озеро. Но на этом участке застройки не будет. Фактически уже решение принято. Сегодня этого строительства нет. Мы сейчас хотим понять в каком формате там лучше создать зону отдыха или рекреационную зону. Будет это парк, игровая площадка или что-то еще. Думаю, в течение двух месяцев будет принято решение.

Фотография Беимбета Молдагали

Каждый аким Астаны проходит проверку снегом, но вы – первый аким, которому, в принципе, повезло зимой, было не сильно снежно, зато вам досталось в апреле.

Этой зимой было два неординарных случая. После Нового года прошли обильные снегопады, а потом дождь, после температура опустилась ниже 30 градусов. Естественно, образовалась корка, лед, были нарекания от жителей. Был случай, когда по проспекту Республики астанинец катался на коньках. Это видео разошлось по социальным сетям. Так что критика была, но я считаю, что коммунальные службы отработали достойно. Это очень тяжелый и непростой труд, который надо уважать. По поводу апреля — за три дня выпало порядка 37 миллиметров — это почти двухмесячная норма. Плюс, так как до этого было тепло, автолюбители перешли на летнюю резину. Но опять же я считаю, что коммунальщики отработали на сто процентов. Другой вопрос — нехватка техники и приспособлений. Поэтому мы приняли решение в этом и следующем году закупить большой объем техники. В основном, это казахстанская техника, которая производится через Фонд развития промышленности. То же самое по «Зеленстрою», чтобы в летнее время обеспечить полив там, где нет соответствующей системы.

Какова у нас ситуация с дворами и детскими площадками?

За последние годы в 900 дворах прошли ремонты. В этом году тоже идет большой объем финансирования. Надо сказать, что строится много зданий и дворов становится все больше и больше.

Ну подождите, новые дворы – это новые дворы, я про старый город….

Есть специфика. Например, когда мы занимаемся уточнением бюджета в апреле, Алматинский район отказался от некоторых проектов по дополнительному озеленению больших скверов в пользу дворов. Это спальный район и там много нареканий со стороны жителей именно по дворам. Так что основное финансирование уходит в эти вещи. В районе Байконур много жилых массивов, но требуется больше тротуарную часть обеспечить. То есть, исходя из специфики района, мы стараемся максимально удовлетворить потребности. Но опять же, бюджет такой, какой есть, и невозможно, чтобы деньги были выделены на решение абсолютно всех проблем. В первую очередь в этом году мы должны закрыть вопросы с водой, теплом, обеспечением количества школ и так далее. При этом, не забываем и активно работаем по дворам. Сегодня много дворов, где в последние годы что-то не сделано. Просто некоторые жители требуют абсолютно все.

Когда в городе приведут в порядок дороги? Вы сами писали пост о том, что вместе со снегом сошел и асфальт.

Это касалось конкретных улиц. Особенно в сторону жилого массива Ондирис. Там качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. В этом году мы должны пройти с ремонтом порядка 50-70 километров. В этом году мы завершим строительство моста и дальше эта дорога будет продолжаться вплоть до аэропорта. В городе проводится много дорожно-строительных и ремонтных работ, но опять же есть темпы роста города, площади, жилых массивов, населения. И не всегда мы поспеваем. Также это связано с наличием бюджета или его отсутствием. В этом году, повторяю, упор будет больше сделан в направлении воды и теплоэнергетики. Надеюсь, закроем проблему и в ближайшие 4-5 лет больше времени и бюджета уделим на развитие улично-дорожной сети.

Главное достояние любого города – это люди. И властям всегда нравятся люди удобные. У нас же люди перестали молчать, стали проводить митинги, демонстрации. Как вы к этому относитесь?

Я абсолютно нормально к этому отношусь. Потому что люди немного с другой стороны показывают проблему. Это помогает. И я никогда не отказываюсь от встреч с инициативными группами. Бывает, конечно, по времени не совпадает. И сейчас таких групп много: кто-то требует принять решение по точечной застройке, кто-то – решить вопросы ARТ спорта, кто-то – вопросы с бродячими собаками. К тому же, когда вопрос не решается в регионе, люди едут сюда. Но активных людей у нас очень много, и мы стараемся быть в контакте со всеми. Бывает, что претензии не обоснованы, но в большинстве случаев имеет место неправильное решение, непонимание или зашоренность чиновников. Поэтому стараюсь максимально прислушиваться к мнению инициативных групп по любой тематике. Например, мы говорим, что по точечной застройке большинство вопросов решается. Мы встретились со всеми представителями жилых массивов, у которых были претензии и нашли решение по многим вопросам. По пятницам у нас прием многодетных. Мы стараемся максимально оперативно решать вопросы. Но опять же, все связано с бюджетом. Иногда вопросы одной инициативной группы не совпадают с мнением другой инициативной группы, и это тоже абсолютно нормально. Инициативные группы помогают: где-то открывают глаза, позволяют взглянуть на проблему с другого ракурса.

Мы часто слышим, что граждане подают уведомление на митинг, но им отказывают. Есть статистика, сколько уведомлений подается и каков процент отказов?

Подается очень много заявок по различным темам. Абсолютно все удовлетворить невозможно, но стараемся не отказывать, если это не деструктивные вещи, связанные с нарушением порядка. Если это вещи, разрешенные в рамках законодательства, никаких ограничений мы не видим. Есть определенные точки, где это можно проводить, там каждую неделю что-то происходит.

То есть вы за то, чтобы люди выходили на митинги и высказывались?

Почему нет. Если это происходит без насилия и без деструктивных призывов – это даже полезно.

Два года на завершение строительства LRT

В прошлом году было принято решение достроить LRT. Его реально когда-нибудь достроят?

Сейчас мы активизируем строительные работы. Конечно, это не простой вопрос. Но все же я убежден, что будущее большого города, тем более в перспективе двухмиллионника, связано с развитием надземного транспорта или подземного. Вы можете изучить все крупные столицы — везде есть или метро или надземный транспорт.

Фотография Жанары Каримовой

Но уже очевидно, что LRT будет убыточным. Есть вообще гипотетическая вероятность, что он окупит себя?

На начальной стадии эксплуатации любой вид транспорта не всегда выходит на запланированные параметры. Другой вопрос, что мы должны этот период минимизировать, и для этого город должен к нему адаптироваться и максимально его использовать. Для этого маршрут должен быть очень привлекательным. Пока трассировка по проспекту Кабанбай батыра в сторону нового железнодорожного вокзала – это востребованный маршрут. Мы планируем, что потребуется два года для завершения.

То есть, в 2025 году мы уже точно будем ездить на LRT?

Я вам не могу сказать, декабрь это будет или январь, но два года потребуется на завершение. В этом году мы хотим провести работы по эстакаде, на это выделено 50 миллиардов тенге.

Не могу не спросить, на последнем совещании президент много критиковал акимов и заявил, что нужно больше ходить пешком. Как часто вы ходите пешком по Астане?

Например, мы едем в поселок Уркер, и там уже ходим с местным населением пешком, решая вопросы. Берем два автобуса с коллегами и едем, а там ходим пешком. Дальше едем на следующий объект. Я думаю, имелось ввиду то, что надо вживую на своих ногах встречаться с людьми на строительных объектах, а не в кабинете. Мы это и так делаем. На всех строительных проблемных объектах я и мои заместители постоянно находимся.

У вас есть часы или приложение, сколько шагов в день наматываете?

Нет (у акима нет часов – В.). Но вообще норма 10 тысяч. Бывает больше, бывает меньше.

Как вы считаете, сколько нужно времени, чтобы решить глобальные вопросы столицы?

Все вопросы, которые в нашем интервью поставлены, по ним начало решений уже заложено, они находятся либо на финальной стадии, либо на стадии проектирования, либо на стадии начальных строительных работ. Они не придуманы в феврале. По ним большая кропотливая работа велась ГАСКом, другими подразделениями. Другой вопрос, что не всегда возможности бюджета позволяют оперативно их решать. Но все вопросы решаемые. Для этого у нас есть основной ресурс – человеческий капитал, у нас в Астане есть квалифицированные люди, которые могут решать, могут строить, могут учить в школах, лечить в больницах. А построить за два года, за пять лет - все это можно.

Женис Махмудович, и в завершение, вы работали министром, заместителем премьер-министра, последние 3,5 года вы – аким. Где интереснее?

Везде интересно. Если полноценно работать, то везде интересно. Нет неинтересной работы.